Как и на каких условиях будет работать новый финансовый центр, сколько средств планируется потратить на его создание и как будут привлекать иностранных инвесторов в этот крупный проект, чей старт запланирован на 2017 год?
В настоящее время в парламент Республики Казахстан уже поступил проект конституционного закона, направленный на регулирование деятельности нового института, который будет базироваться на территории выставочного комплекса «Астана – ЭКСПО». Аналогичный этому проект успешно реализован ОАЭ, где действует Dubai International Financial Centre (DIFC).
В законопроекте содержатся нормы, касающиеся создания и функционирования международного финансового центра «Астана» (МФЦА), а также нормы, касающиеся налоговых льгот участникам центра. В частности, корпоративный подоходный налог по доходам, полученным на территории МФЦА – на период 10 лет (с 1 января 2016 года по 31 декабря 2025 года), индивидуальный подоходный налог, облагаемый у источника выплаты по доходам, полученным в виде дивидендов, а также по доходам работников участников центра на аналогичный период. Кроме того, предусматривается возврат налога на добавленную стоимость работникам – участникам центра, не являющихся гражданами Казахстана с товаров, приобретаемых на территории центра. По сути Национальный банк республики подготовил все необходимые расчёты, предусматривающие сокращение доходов республиканского и местных бюджетов, ввиду предоставления налоговых льгот.
В рамках развития рынка акционерного капитала планируется усиливать роль привлечения капитала посредством IPO и SPO квазигосударственных и частных компаний на фондовой бирже МФЦА, что позволит значительно оздоровить фондовый рынок. Налогооблагаемая база по КПН участников МФЦА, в свою очередь, формируется из комиссионных и прочих сборов от обслуживания, прогнозных потоков рынка долгового и акционерного капитала как государственных, так и частных компаний за вычетом предполагаемых расходов, и составит порядка 50-60 млрд. тенге ежегодно на период 2016-2018 годы.
Расчёты по НДС при покупке товаров на территории центра для сотрудников-нерезидентов на период 2016-2018 годы спрогнозированы на основе НДС, применимого к размеру минимальной потребительской корзины, используемой среднегодовым количеством иностранных сотрудников предполагаемых компаний – участников МФЦА.
Сам центр будет состоять из четырёх органов – совета по управлению, администрации, комитета по регулированию финансовых услуг и суда. В частности, органы и участники центра будут освобождаться от уплаты КПН до 1 января 2066 года при соблюдении определённых условий, которые будет устанавливать совет центра. Иностранцы и лица без гражданства, которые будут приезжать в финансовый центр, смогут получать визы в загранучреждениях Казахстана, либо сразу по прибытию в аэропорты страны. При этом для продления визы им не нужно выезжать за пределы страны, достаточно будет ходатайства администрации центра. При этом члены их семей автоматически получают въездную визу сроком до пяти лет.
Что касается расходов на создание центра, то, по расчётам разработчика, финансовая потребность в первый год создания администрации центра составит 1,4 млрд. тенге. Затраты на PR составят 242,2 млн. тенге, из которых 121,1 миллион будет потрачен на проведение конференций и столько же – на проведение роуд-шоу за границей.
Для осуществления контроля и надзора за деятельностью участников центра будет образовано ведомство Национального банка – комитет по регулированию деятельности участников МФЦА, что потребует дополнительных расходов Нацбанка в размере 504,5 млн. тенге в первый год и 406 млн. тенге в последующие.
Кроме того, в связи с тем, что центр будет иметь особый правовой режим, правосудие на его территории будет осуществляться специальным судом. На его создание и содержание также потребуются дополнительные средства в размере 651,1 миллионов тенге в первый год и 557,5 миллионов – в последующие.
В документе также говорится, что реализация законопроекта не окажет прямого воздействия на доходы населения, а также на уровень безработицы. Прямым эффектом от создания центра станет создание дополнительных рабочих мест по рынкам капитала (900 – 1100), управления активами (80 – 100), управления благосостояния частных лиц (700 – 1000) и исламского финансирования (110 – 130). При этом, акцент будет сделан на привлечение рабочей силы с высокой квалификацией и иностранных специалистов.
В итоге проект конституционного закона окажет влияние на макроэкономическую эффективность, социальное развитие, развитие предпринимательства, параметры конкурентоспособности отрасли экономики, экономическую безопасность отрасли и/или страны и на развитие торгово-экономического сотрудничества в рамках международных и региональных организаций.