Ростовщичество задумано беззаконием и рождено пороком. Сэр Джозай Стемп
Запрет на ростовщический процент Риба является фундаментальным в Исламе, так как получение дохода в виде риба относится к тяжкому греху. Риба не обязательно относится к взиманию процентов как таковому. Риба на самом деле относится к любой незаконной или незаслуженной прибыли, происходящей от количественного неравенства денежного эквивалента.
Запрет риба – термин буквально означает «излишек» и интерпретируется как «любое неоправданное увеличение капитала, будь то в виде займов или продаж», является основным принципом системы. Общее мнение среди исламских ученых заключается в том, что риба охватывает не только ростовщичество, но и несправедливое начисление доходов, что широко практикуется. Прямым результатом запрета на проценты является то, что чистые долговые обязательства с заданными процентными ставками также запрещены. Этот запрет основан на аргументах социальной справедливости, паритетности и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, но запрещает взимание чисто денежных процентов, потому что прибыли символизируют успешное предпринимательство и создание дополнительных богатств. В отличие от этого, проценты – это затраты, которые начисляются независимо от результатов деловых операций и не могут создать богатство, если есть коммерческие потери. Социальная справедливость требует, чтобы заёмщики и кредиторы делили как прибыли, так и убытки в равной мере, и чтобы процесс накопления и распределения богатства в экономике был справедливым и отображающим реальную продуктивность.
Основной целью запрета риба является блокирование путей, которые приводят к накоплению богатства в руках немногих, будь то банки или отдельные лица. Многие экономисты в течение длительного периода времени указывали на пагубность воздействия института получения процентов на национальные и мировые экономики.
Шариат различает следующие вида риба:
А) Риба аль-насиа (Riba an Nassiya) - повышение цены товара в свете отсроченного платежа
От Усамы бин Зайд: Пророк (мир ему) сказал: "Нет Рибы, кроме как в Насиа (ожидание)." Бухари
В основе лежит следующий принцип: если вы вынуждены ждать своих денег, вы заслуживаете получить дополнительную сумму. Должнику было продлено время, т.к. он не мог вовремя выплатить. Сумма, которую он был должен, увеличивалась, с продлением времени. Если капитал может увеличиваться в зависимости от времени, тогда деньги, сами по себе, могут производить больше денег. И никакого усилия не нужно прикладывать. Но Коран учит нас, что это невозможно. (Коран: 53:39). Деньги не могут расти, если не прилагаются усилия. Когда закон разрешает давать одалживать деньги под проценты, таким образом, признавая, что время приравнивается к деньгам, тогда заёмщик денег наживается на поте занимающего у него деньги. Когда такая форма Рибы просачивается в экономику, тогда хищная элита наживается на поте масс. Деньги в такой экономике будут равны власти.
Б) Риба аль-фадль (Riba al Fadl) обладает более тонкими нюансами и имеет дело с обменом из рук в руки, или бартерным обменом. Запрет вытекает из высказываний Пророка Мухаммеда (с.а.в), который требовал, чтобы товары обменивались на деньги, а не по бартеру, так как при этом могут быть различия в качестве товаров, которые могут привести к несправедливому росту. Концепция риба аль-фадль удивительно похожа на запрет роста при одалживании продовольствия в Ветхом Завете (Левит 25:37). Учитывая, что на сегодняшних рынках обмен происходит посредством денег, релевантность риба аль-фадль снизилась, но суть концепции остается применимой к подобным ситуациям.
В) Риба аль Кард или Риба аль Дайн (Riba al Qard or Riba al Duyun) – является комбинацией Риба ан Насия и Риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента Риба: задержка во времени и прибавление излишка. Эта комбинированная схема Риба и является современной формой процентного кредита, где одна сторона – заемщик, должна заплатить другой – кредитору излишек к основной сумме долга через определенное время в будущем.
Г) Риба аль Бай (Riba al Buyu) - ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновременно присутствовать элементы Риба аль Фадл и Риба ан Насия. В процессе торговли Риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновременного обмена. Иначе говоря, для избегания Риба аль Бай количества обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот (на месте).
Гарар переводится с арабского как «опасность» - элемент неопределенности, случайности или неясности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Наличие избыточного гарар в контракте приводит к его несостоятельности и аннулированию с точки зрения мусульманского права, однако среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Выделяется три вида гарар: а) ал-гарар ал-йасир (допустимый гарар) – элемент неопределенности, допустимый с точки зрения шариата, б) ал-гарар ал-мутавассит (промежуточный гарар) – не исключающий действительности договора при соблюдении ряда условий, и в)ал-гарар ал-касир (избыточный гарар), при наличии которого в договоре таковой становится недействительным. Гарар является результатом проблем информированности и относится к любой неопределенности, созданной ввиду отсутствия информации или контроля в договоре.
Бай аль-Кали би аль-Кали - продажа долга за долг. Пророк Мухаммед (с.а.в.) со слов Ибн Умара запретил как продажу долга за другой долг согласно хадиса, переданного Аль Табарани.
Майсир (в буквальном переводе с арабского - "азартная игра") – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств, полностью запрещен. К майсиру может относиться и доход, полученный от игры в рулетку, и выигрыш по лотерейному билету, и получение прибыли по деривативным сделкам (свопы, опционы, фьючерсы) и т.п. В результате подобной деятельности, которая является не более чем азартной или финансовой игрой, средства не проходят процесс производительного использования и соответственно не делают общество богаче в реальном выражении.
В следующем выпуске мы рассмотрим основные исламские финансовые контракты.