Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Основные понятия исламских финансов

Ростовщичество задумано беззаконием и рождено пороком. Сэр Джозай Стемп



Запрет на ростовщический процент Риба является фундаментальным в Исламе, так как получение дохода в виде риба относится к тяжкому греху. Риба не обязательно относится к взиманию процентов как таковому. Риба на самом деле относится к любой незаконной или незаслуженной прибыли, происходящей от количественного неравенства денежного эквивалента.



Запрет риба – термин буквально означает «излишек» и интерпретируется как «любое неоправданное увеличение капитала, будь то в виде займов или продаж», является основным принципом системы. Общее мнение среди исламских ученых заключается в том, что риба охватывает не только ростовщичество, но и несправедливое начисление доходов, что широко практикуется. Прямым результатом запрета на проценты является то, что чистые долговые обязательства с заданными процентными ставками также запрещены. Этот запрет основан на аргументах социальной справедливости, паритетности и правах собственности. Ислам поощряет получение прибыли, но запрещает взимание чисто денежных процентов, потому что прибыли символизируют успешное предпринимательство и создание дополнительных богатств. В отличие от этого, проценты – это затраты, которые начисляются независимо от результатов деловых операций и не могут создать богатство, если есть коммерческие потери. Социальная справедливость требует, чтобы заёмщики и кредиторы делили как прибыли, так и убытки в равной мере, и чтобы процесс накопления и распределения богатства в экономике был справедливым и отображающим реальную продуктивность.



Основной целью запрета риба является блокирование путей, которые приводят к накоплению богатства в руках немногих, будь то банки или отдельные лица. Многие экономисты в течение длительного периода времени указывали на пагубность воздействия института получения процентов на национальные и мировые экономики.



Шариат различает следующие вида риба:



А) Риба аль-насиа (Riba an Nassiya) - повышение цены товара в свете отсроченного платежа



От Усамы бин Зайд: Пророк (мир ему) сказал: "Нет Рибы, кроме как в Насиа (ожидание)." Бухари



В основе лежит следующий принцип: если вы вынуждены ждать своих денег, вы заслуживаете получить дополнительную сумму. Должнику было продлено время, т.к. он не мог вовремя выплатить. Сумма, которую он был должен, увеличивалась, с продлением времени. Если капитал может увеличиваться в зависимости от времени, тогда деньги, сами по себе, могут производить больше денег. И никакого усилия не нужно прикладывать. Но Коран учит нас, что это невозможно. (Коран: 53:39). Деньги не могут расти, если не прилагаются усилия. Когда закон разрешает давать одалживать деньги под проценты, таким образом, признавая, что время приравнивается к деньгам, тогда заёмщик денег наживается на поте занимающего у него деньги. Когда такая форма Рибы просачивается в экономику, тогда хищная элита наживается на поте масс. Деньги в такой экономике будут равны власти.



Б) Риба аль-фадль (Riba al Fadl) обладает более тонкими нюансами и имеет дело с обменом из рук в руки, или бартерным обменом. Запрет вытекает из высказываний Пророка Мухаммеда (с.а.в), который требовал, чтобы товары обменивались на деньги, а не по бартеру, так как при этом могут быть различия в качестве товаров, которые могут привести к несправедливому росту. Концепция риба аль-фадль удивительно похожа на запрет роста при одалживании продовольствия в Ветхом Завете (Левит 25:37). Учитывая, что на сегодняшних рынках обмен происходит посредством денег, релевантность риба аль-фадль снизилась, но суть концепции остается применимой к подобным ситуациям.



В) Риба аль Кард или Риба аль Дайн (Riba al Qard or Riba al Duyun) – является комбинацией Риба ан Насия и Риба аль Фадл, поскольку в этом случае присутствуют оба возможных элемента Риба: задержка во времени и прибавление излишка. Эта комбинированная схема Риба и является современной формой процентного кредита, где одна сторона – заемщик, должна заплатить другой – кредитору излишек к основной сумме долга через определенное время в будущем.



Г) Риба аль Бай (Riba al Buyu) - ростовщичество, возникающее при торговле, где могут одновременно присутствовать элементы Риба аль Фадл и Риба ан Насия. В процессе торговли Риба (прирост) может возникнуть в случае неравного количества обмениваемых однородных товаров и неодновременного обмена. Иначе говоря, для избегания Риба аль Бай количества обмениваемых однородных товаров должно быть равным и обмен должен быть произведен одновременно. Например, если одни финики обмениваются на финики другого сорта или качества, количество фиников обоих сортов должно быть одинаковым и обмен должен быть совершен одновременно на условиях спот (на месте).



Гарар переводится с арабского как «опасность» - элемент неопределенности, случайности или неясности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Наличие избыточного гарар в контракте приводит к его несостоятельности и аннулированию с точки зрения мусульманского права, однако среди правоведов нет согласия относительно степени гарара, позволяющей лишить договор юридической силы. Выделяется три вида гарар: а) ал-гарар ал-йасир (допустимый гарар) – элемент неопределенности, допустимый с точки зрения шариата, б) ал-гарар ал-мутавассит (промежуточный гарар) – не исключающий действительности договора при соблюдении ряда условий, и в)ал-гарар ал-касир (избыточный гарар), при наличии которого в договоре таковой становится недействительным. Гарар является результатом проблем информированности и относится к любой неопределенности, созданной ввиду отсутствия информации или контроля в договоре.



Бай аль-Кали би аль-Кали - продажа долга за долг. Пророк Мухаммед (с.а.в.) со слов Ибн Умара запретил как продажу долга за другой долг согласно хадиса, переданного Аль Табарани.



Майсир (в буквальном переводе с арабского - "азартная игра") – получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств, полностью запрещен. К майсиру может относиться и доход, полученный от игры в рулетку, и выигрыш по лотерейному билету, и получение прибыли по деривативным сделкам (свопы, опционы, фьючерсы) и т.п. В результате подобной деятельности, которая является не более чем азартной или финансовой игрой, средства не проходят процесс производительного использования и соответственно не делают общество богаче в реальном выражении.



В следующем выпуске мы рассмотрим основные исламские финансовые контракты.


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.