На завершившемся на днях в Казани семинаре "Исламский банкинг и финансы", финансисты из Малайзии и России обсудили преимущества исламской модели экономики. В интервью газете "БИЗНЕС Online " директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ), организатор встречи Линар Якупов дал свою оценку прошедшему семинару, а также рассказал о возможных инвестициях мусульманских стран в российскую экономику и о взглядах малазийских экспертов на мировой кризис. БОЛЕЗНЬ ЭКОНОМИКИ – ОТ РОСТОВЩИЧЕСТВА
- Линар, как вы оцениваете итоги семинара?
- Сейчас мы находимся на той стадии, когда нужно проводить информационную, просветительскую обучающую деятельность. Сейчас, когда идет поиск альтернативных вариантов финансовой системы, изучение опыта исламской экономики особенно актуально. Понятно, что кризис системный. И сейчас нужно искать не лекарство для того, чтобы сбить температуру, а выявить причину заболевания. Причина, по мнению многих экспертов, состоит в элементе ростовщичества, от которого как раз таки призывает отказаться исламская экономика. Конечно, очень важно понимать, что нельзя за день разбогатеть, если работать на условиях разделения прибыли и убытков и отказываться от спекулятивных инструментов. Исламская экономическая модель продвигает идею умеренности, которая позволяет бизнесу и экономике страны развиваться без отрыва от действительности, от реальной экономики.
Мы проводили семинар именно с просветительской целью. Задачи, поставленные перед ним, в целом выполнены. Мы пригласили очень опытных спикеров из Куала-Лумпурской школы бизнеса. Получилось собрать российских представителей банковского и корпоративного секторов. Это были не просто лекции. Получилось настоящее обсуждение проблем, возникли дискуссии. Если сравнивать с семинаром, который проводился в июне 2008 года, заметен качественный скачок. Наши банкиры в этот раз смогли посмотреть, какие элементы исламской экономики можно применять, как ведется документация, как заключаются договоры. Шел настоящий обмен опытом и знаниями. Из "Внешэкономбанка" приехали представители, которые работают по теме исламского банкинга. Из Нижнего Новгорода были представители Эллипс-банка, в котором уже несколько месяцев рассматривают возможность внедрения определенных исламских банковских продуктов.
- По итогам было подписано три меморандума, в том числе меморандум между Татарстаном, Малайзией и Катаром о создании Исламской финансовой консалтинговой компании. Чем будет заниматься эта компания?
- Есть три компонента, которые сделают эту компанию востребованной и эффективной. Это, во-первых, знания и опыт по внедрению исламской финансовой системы наших малазийских партнеров, во-вторых, шариатские эксперты – катарские партнеры, в-третьих, российский компонент, понимание российского бизнеса, законодательства, налоговых норм и так далее. Эти компоненты позволят на международном уровне предоставлять консалтинговые услуги по исламскому банкингу, исламскому страхованию, выпуску сукук (исламских облигаций) российским компаниям, которые хотят вводить их у себя.
Кроме того, компания будет предоставлять консультации предприятиям и финансовым институтам, которые планируют выходить на арабский рынок или привлекать инвесторов из Юго-Восточной Азии и стран Персидского залива. Для работы с бизнес-сообществом этих стран будут открыты представительские офисы консалтинговой компании в Катаре и Малайзии.
Еще одна цель – проведение в России, в частности в Татарстане, ежегодного международного форума или саммита по исламской экономике для обсуждения совместных проектов российского бизнеса и бизнеса мусульманских стран.
- Работа будет вестись в основном на внешнем рынке?
- Мы рассчитываем, что компания будет, прежде всего, нацелена на работу на внутреннем, российском рынке.
КАКОЙ ПУТЬ ВЫБЕРЕТ РОССИЯ
- Уже есть возможности для внедрения в России элементов исламской финансовой модели?
- Есть понимание, какие продукты уже можно вводить. Лизинг в какой-то мере уже может быть запущен. Существующее законодательство позволяет в определенной мере внедрять исламское страхование. Есть возможности организации потребительских кооперативов. Сейчас уже ведутся работы по привлечению исламских инвесторов в Россию, пытаясь применить исламские облигации сукук. Есть продукты, для внедрения которых достаточно всего лишь изменения отдельных нормативных актов. Однако многое будет зависеть от того, какой путь будет выбран в России: внедрение исламских продуктов в рамках существующего финансового законодательства или принятие отельного законодательства регулирующего деятельность исламских финансовых институтов.
В любом случае все мы с вами должны быть готовы к тому, чтобы предложить свои разработки, когда будет принято соответствующее решение по созданию в России исламских финансовых институтов. Поэтому процессы обучения и изучения в области исламских финансов инициированные РЦИЭФ есть очень важный этап, без которого не возможно выстраивать дальнейшую работу.
- Представители исламского бизнеса высказали заинтересованность в инвестициях в татарстанские компании и в целом в российский бизнес?
- Да, заинтересованность была проявлена еще в июне прошлого года. Но для того, чтобы инвесторы из мусульманских стран могли работать в России, должны быть созданы определенные механизмы. В качестве одного из таких механизмов было предложено рассмотреть возможность создания исламских инвестиционных компаний. И в связи с этим в прошлом году, во время проведения международной инвестиционной конференции, компания ИФК "Линова" и подразделение Исламского банка развития подписали договор по разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) для создания инвестиционной компании. Разработка ТЭО практически завершена и сейчас ИБР проводит его экспертизу. По результатам этого ТЭО будет предложен механизм для активной инвестиционной работы мусульманских инвесторов в России. Кстати, в Татарстане не дожидаясь результатов этого ТЭО, уже в прошлом году была создана инвестиционная компания, нацеленная на привлечение инвестиций из стран персидского залива.
- В связи с кризисными явлениями в мировой экономике планы инвесторов из мусульманских стран не поменялись?
- Понятно, что кризис в той или иной мере коснулся всех. Но большинство исламских банковских структур держатся достойно. Их потери, в общем, незначительны. В персидском заливе и в Юго-Восточной Азии пострадали в первую очередь традиционные финансовые институты и те исламские банки, которые поддавались соблазну использования некоторых спекулятивных инструментов.
На данный момент наблюдается определенный спад инвестиционных интересов. Однако большинство компаний, с которыми велись ранее переговоры, все еще подтверждают свою заинтересованность в инвестициях в Россию. Теперь, после того, как всю финансовую систему облили холодной водой, будет намного труднее вести работу по привлечению инвестиций, чем год назад, когда у всех было очень оптимистичное настроение. Но основания для создания новых инвестиционных механизмов все равно есть, хотя потребуются и некоторые корректировки в подходах и цифрах.
КТО АТАКУЕТ РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ?
- Как малазийские бизнес-консультанты оценили экономическую ситуацию в Татарстане и в России в целом?
- Они были расстроены тем, что растет безработица, продолжается девальвация российской валюты. Для них показалось странным, что россияне, живя в России, получая заработную плату в российских рублях, расплачиваясь рублями, стараются все сбережения перевести в доллары. Их удивило непонимание того, что покупкой долларов наши граждане инвестируют в американскую экономику, а не в свою страну, по сути, действуют против своей экономики. Наши малазийские партнеры даже высказали точку зрения, что имеет место атаки на российскую экономику.
- Какие прогнозы развития мирового кризиса высказали малазийские специалисты?
- Профессор Судин на вопрос о продолжительности кризиса ответил, что как минимум пять лет понадобится для полного восстановления. Малазийцы имеют свой богатый опыт проведения антикризисных мероприятий. В 1997 году Юго-Восточную Азию охватил финансовый кризис, который имел много общих черт с нынешним кризисом. Малайзия была единственной страной региона, которая тогда действовала вопреки советам Международного Валютного Фонда и Всемирного банка, не обращая внимания на их критику. Она зафиксировала курс своего ринггита (национальная валюта Малайзии – прим. авт.) по отношению к американскому доллару. Сделала его неспекулятивным за пределами своей страны. Были созданы две государственные структуры, которые скупали плохие активы у банков и корпораций. Все эти меры тогда подверглись страшной критике со стороны многих западных экономистов и не только, как нерыночные. Но Малайзия практически единственная страна региона, которая вышла из этого кризиса своими силами, без поддержки Международного валютного фонда и Всемирного банка. Она, можно сказать, смогла тогда защитить свою экономическую суверенность. Поэтому, исходя из своего опыта и исходя из масштабов сегодняшней экономической ситуации в мире, прогноз малазийских экспертов такой, что быстрого выхода из этого кризиса не будет. Конечно же, это только прогнозы, так как реальные сроки будут зависеть, прежде всего, от адекватных решений всех участников рынка, как государств, так и бизнеса.
Автор: Денис Симонов