Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Айгуль Тулембаева: Исламский банкинг по-казахски

22.03.2010

Архив новостей:
Айгуль Тулембаева: Исламский банкинг по-казахски
Исламизация страны переходит в новую стадию и начинает осваивать экономику, что вполне закономерно. Ведь нам нужны инвестиции, а принципы исламского банкинга достаточно просты, если не учитывать непривычные для нашего уха названия банковских продуктов (Мушарака, Кард-уль-Хасан, Иджара, Мудараба и др.). И эти принципы на самом деле имеют мало общего с глубоким проникновенным смыслом самого ислама, в котором запрещено паразитическое обогащение, то есть взимание ссудного процента за одалживание денег.
В этом запрете заключена целая гуманистическая философия, основанная на идеях справедливости и братства, когда человек должен зарабатывать непосредственно своим трудом, и помогать друг другу надо бескорыстно, как брат брату. Но в современных условиях господства ненасытной дьявольской жажды обогащения беспроцентный кредит – это, конечно, утопия. А правоверные мусульмане, хоть и соблюдают все каноны шариата, но утопистами не являются. Поэтому исламский банкинг – это такой же финансовый институт, как и традиционный западный, но с некоторыми особенностями, которые позволяют формально не нарушать законы шариата и при этом получать солидные дивиденды.

Тот факт, что в результате мирового финансового кризиса исламские банки не сильно пострадали, ещё не свидетельствует об их однозначной высокой жизнеспособности. Во-первых, исламский банкинг очень молод, ему всего около 30 лет (в отличие от западного, которому уже более 300), и он достаточно осторожен.

Во-вторых, ввиду тех самых особенностей непрямого взимания процентов эти банки ограничены в сферах применения своих инструментов. Они в большей степени выступают в качестве бизнес-партнеров, а не кредиторов, и это не всегда удобно. Ведь предприниматель, как правило, ищет деньги для своего проекта и не хочет, чтобы кто-то вмешивался в производственный процесс. В случае традиционной западной модели банк выдает кредит, и по большому счету ему не важно, как заемщик будет им распоряжаться. Главное, чтобы он вовремя его погашал, а после погашения банк и клиент мирно расходятся.

В исламском банкинге банк выступает в качестве партнёра и получает свои проценты в виде доли от прибыли предприятия. Если предприятие работает хорошо, то получаемая банком прибыль высока, если же оно терпит убытки, то банк на равных делит и эту участь. Поэтому исламский банк вкладывает деньги только в супернадежные проекты и развивает партнёрские отношения только с самыми доверенными лицами. Это значительно сужает поле применения исламского банкинга, особенно в светских государствах, где законы шариата не являются официальными и «бога мало кто боится». Видимо, в этом причина того, что до 90% исламского финансирования – торговое, а не партнёрское. То есть исламские банки выступают в качестве торговцев товаров в рассрочку и активно развивают лизинг, который у них называется «Мубараха». Банк покупает от имени клиента определенный товар, а затем продает его с наценкой.

В свете вышесказанного, почему исламские банки так рвутся в нашу страну и каковы их перспективы? Во-первых, наша экономика имеет огромный потенциал, а руководство страны – большие амбиции. Соответственно, бизнес так или иначе будет развиваться, причём в контексте диверсификации и форсированной инновационной индустриализации потребность в таком банковском продукте, как лизинг, будет только возрастать. А это как раз конёк исламских банков.

Во-вторых, большая часть отечественных предприятий сосредоточена в сфере добычи или первичной обработки сырья. Эти отрасли наименее подвержены риску и даже в кризисные годы имеют определённый запас прочности в силу повсеместной востребованности минеральных ресурсов. Стать партнёром такого предприятия – это удачное вложение для исламского банка, к тому же не противоречащее канонам шариата. Ведь это не производство алкоголя и не казино (хотя по остроте экономических взаимоотношений отечественный сырьевой сектор давно уже превзошел последних).

И в-третьих, внедрение своих финансовых институтов – это серьезная заявка на усиление присутствия и влияния в этом геополитически важном регионе. Но в силу особенностей Казахстана вряд ли исламский банкинг станет здесь влиятельной финансовой силой.

Скорее всего, эти банки будут по-прежнему развивать торговое финансирование. Если же учесть, что подобными банковскими продуктами оперируют практически все отечественные финансовые организации, конкуренция будет большой, и это не даст развернуться исламским банкам (если, конечно, их наценка не будет значительно ниже процентной ставки наших банков, что маловероятно). По поводу других банковских продуктов можно сказать, что ими будет пользоваться очень узкий круг потребителей, потому что по многим из них главным требованием со стороны банка является его полное доверие к клиенту и, наоборот, что в нашей стране, где «бога мало кто боится», практически невозможно. Примечательно, что даже в Турции, где правоверных мусульман гораздо больше, чем у нас, исламский банкинг не получил широкого развития, в том числе потому, что он недостаточно мобилен и гибок и часто не совмещается с традиционной западной моделью банковских операций.

А в прибыльный сырьевой сектор пробиться в качестве партнеров весьма непросто даже для исламских банков. Эта сфера четко поделена, и передел, если и будет, то не в пользу последних. Ведь это больше вопросы политики, нежели экономики. Инвестирование же проектов по выпуску продукции с высокой добавленной стоимостью в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, строительная индустрия, нефтехимия и машиностроение, весьма рискованно и не сулит прибыли в ближайшие несколько лет. К тому же ускоренная исламизация страны вряд ли соответствует приоритетам государства, и это тоже немаловажный фактор, который будет сдерживать активное развитие исламского банкинга в Казахстане.

Поэтому, я думаю, что ожидания от внедрения инструментов исламского финансирования и выпуска исламских ценных бумаг несколько преувеличены. Они, конечно, будут развиваться, но в силу объективных причин их доля на рынке финансовых услуг будет небольшой, и погоды в нашей экономике они не сделают.

Источник: Мегаполис

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2017.