Председатель правления итальянской некоммерческой организации ASSAIF Альберто Бруньони рассказал о развитии исламского финансирования в Италии, проблемах сочетания шариата и европейского законодательства, а также о влиянии исламских коммерческих организаций на интеграцию европейских мусульман.
Какова, по Вашему мнению, численность потенциальных клиентов исламского финансового сектора в Италии?
История ислама в Италии началась на Сицилии и в ряде других регионов страны, которые были завоеваны мусульманами в VIII веке и где они проживали до 1300 года. Затем до объединения Италии в 1861 году ислам практически отсутствовал. В 1970-е годы в страну стали прибывать иммигранты из Северной Африки. Большинство из них – берберского и арабского происхождения – приезжали из Марокко. В последние годы к ним присоединились выходцы из Албании, Египта, Туниса, Сенегала, Сомали, Пакистана и других исламских стран.
Согласно последним данным официальной итальянской статистики, мусульмане составляют около 32% от 3,7 млн иностранцев в Италии. К этим 1,2 млн мусульман, проживающим в стране легально, нужно прибавить 100-150 тысяч нелегалов. Число выходцев из мусульманских стран, получивших итальянское гражданство, оценивается в 50 тысяч, в то время как число итальянцев, перешедших из католичества в ислам, составляет около 10 тысяч. Таким образом, в Италии проживает 1,4 млн мусульман, то есть 2,3%, что гораздо меньше, чем в других крупных странах Евросоюза, и немного меньше, чем в период между серединой IX – концом XIII века. Кроме того, в средние века мусульманское население было полностью сконцентрировано на островах Сицилия и Сардиния и на юге Апеннинского полуострова (в Калабрии и Апулии). Сейчас же мусульманское население Италии распределено по ее территории более равномерно: приблизительно 55% мусульман живет на севере Италии, 25% в центре и 20% на юге.
Иммигранты и их влияние на политику в Италии стало более заметным в начале 1990-х годов с принятием первых четырех законов, узаконивших их статус. Таким образом, феномен «плавильного котла», который наблюдается в крупных западных странах в последние 50 лет, – это нечто новое для Италии.
Благоприятны ли условия и законодательство в Италии для развития исламских финансовых институтов?
В Италии единое поле для традиционных и исламских финансовых продуктов уже стало реальностью, также как и во многих других европейских странах.У нас созданы законодательные и, в частности, налоговые условия для традиционных и халяльных (соответствующих шариату) финансовых продуктов.
Один из главных вопросов связан с порядком налогообложения вкладов клиентов, то есть должны ли доходы от них облагаться налогом. Всем континентальным европейским странам предстоит разобраться, что делать с регистрационным налогом. Пока эта проблема решена только в Великобритании. Что касается непрямого налогообложения, которое должно подчиняться законодательству ЕС, то достигнут прогресс в вопросе налога на добавленную стоимость для сделок по типу мудараба (договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности). Необходимо решить вопрос с различным уровнем риска, которому подвергаются вкладчики исламской системы по сравнению с итальянской, что связано с защитой вкладов. Все эти препятствия должны быть проанализированы и устранены или уменьшены.
Сейчас основные споры развернулись вокруг толкования законодательного определения исламской финансовой деятельности. Также необходимо решить, может ли существующая практика регулирования отвечать потребностям исламского банкинга или из-за их несовместимости необходимо будет внедрять новые правила, которые помогут регулированию деятельности исламских банковских учреждений.
Справка Islamic-Finance.ru:
ASSAIF (Ассоциация развития альтернативных и финансовых инноваций) – итальянская финансовая организация, занимающаяся разработкой финансовых инструментов по нормам шариата.
Кто Ваши главные клиенты? Итальянские мусульмане или люди из стран исламского мира?
Очень привлекательный рынок для исламских финансов – это розничная сфера и ипотека. В прошлом году 20% денежных операций в области недвижимости стоимостью в 17,5 млн евро было совершено с участием иммигрантов, которые выступали как покупатели. Проведены тщательные маркетинговые исследования, посвященные целым регионам, городам, выявлению тенденций, денежных потоков и покупательной способности различных групп иммигрантов.
Что касается инвестиций из-за рубежа, то арабы с Ближнего Востока и Северной Африки интересуются недвижимостью и инвестициями в промышленные и коммерческие предприятия.
Необходимо учитывать, что Италия занимает первое место по экспорту в некоторые страны региона, в том числе в государства Персидского залива, и существует большой торговый товарооборот, который должен финансироваться.
Как внедрение исламских экономических принципов сочетается с интеграцией мусульман в Италии? Не противоречит ли этому появление исламских финансовых институтов и не исключает ли это их из европейской экономической системы?
Исламские финансы – это главная составляющая процесса интеграции мусульманских общин, живущих в странах ЕС и России. В Европе широким признанием пользуется концепция финансового включения, означающая, что банковские услуги должны быть доступны не только для групп с низкими доходами, но и для тех, кто не может пользоваться традиционными финансовыми услугами по культурным и религиозным причинам. Концепция разнообразия включает широкий набор личностных и культурных характеристик. Например, «включенность» означает уважение и оценку уникальных талантов, перспектив и того вклада, который каждый человек приносит обществу. Разнообразие – это ценный капитал в нашем сложном обществе и в контексте всего интеграционного процесса.
Источник: DV-News