Набирающее обороты сотрудничество России с исламским миром вселяет надежду о скором притоке в нашу страну инвестиций из богатых стран Ближнего Востока. Каковы предпосылки к реализации совместных инвестиционных проектов и существуют ли объективные трудности для этого?
В преддверии II Международного саммита исламского бизнеса и финансов 28-29 июня 2010 года в Казани, в рамках которого состоится Инвестиционный форум, руководитель группы управления проектами ИФК "Линова" Айназ Файзрахманова комментирует для IslamRF перспективы данного направления.
Айназ, в чем заключается заинтересованность инвесторов из мусульманских стран, какие отрасли российской экономики являются привлекательными для инвестиций, какие регионы являются для этого наиболее подходящими. Существуют ли объективные препятствия для притока «исламских» инвестиций в Россию? Исходя из опыта: играет ли роль наличие значительного мусульманского населения в регионе при принятии инвестором решения о вложении / не вложении денег или решение принимается исключительно из соображений прибыльности?
Во-первых, Россия является страной-наблюдателем в ОИК, во-вторых, для инвесторов создается благоприятный инвестиционный климат. Мусульманским инвесторам интересна Россия, они выделяют энергетическую, промышленную, сельскохозяйственную отрасли.
Подходящие для инвестиций регионы – это регионы с более комплиметарным отношением к иностранным инвесторам – регионы Поволжья, в частности, Татарстан.
Объективных причин возникновения препятствий для притока мусульманских инвестиций мы не видим. Все сложности/ вопросы решаемы в рабочем порядке.
Присутствие мусульманской общины в том или ином регионе, на наш взгляд, фактор, которым руководствуется инвестор, но назвать его ключевым нельзя.
Многие мусульманские инвесторы ожидают от своих вложений не только денежной отдачи, но и социальной выгоды для населения.
Существует ли аналитическая отчетность или аналитические выкладки по опыту привлечения в Россию инвесторов из исламских стран? Что можно сказать об этом опыте и каков потенциал этого направления?
Да, такая отчетность существует и она в открытом доступе. Однако результаты последних пяти лет в этой области не удовлетворительны. Не берусь судить о федеральном уровне, но на региональном опыт привлечения инвестиций из исламских стран весьма скуден.
Инвесторы из исламских стран имеют свои инвестиционные предпочтения, а критерии оценки проектов, которыми они руководствуются, зачастую не совпадают с качеством тех проектов, которые им были предложены в последнее время. Инвестиционно-финансовая компания Линова ведет активную работу в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в регион, и многие инвестиционные проекты, адаптированные компанией под тот формат, который принят среди исламских стран, вызвали неподдельный интерес у арабских инвесторов.
Прогнозы по привлеченным инвестициям строить сложно. Все зависит от того, насколько российские бизнесмены будут подготовлены к иностранным инвестициям
Расскажите об итогах инвестиционного форума, проведенного в 2009 году? Какие положительные результаты он дал? В 2009 году был запущен Гид по исламским финансам, какая отдача у этого проекта, имеются ли положительные результаты? В чем он заключается?
Во время саммита 2009 года проводились бизнес-встречи для презентации инвестиционных проектов, отдельного инвестиционного форума еще тогда не было. Положительные результаты встреч заключаются в том, что инвесторы ознакомились с потенциалом бизнес-сектора, ощутили желание российских предпринимателей привлекать альтернативные инвестиции. Перед бизнесменами же встал вопрос о переоценки своих проектов как с точки зрения стоимости – отображать реальные затраты по проекту, ответственно подходить к стратегии входа и выхода. В целом, результаты положительные: дальше работать и развиваться, ближневосточные и юго-восточные инвесторы все больше и больше узнают о России.
Многие российские финансовые институты ознакомились с гидом по исламским финансам, который стал первой исследовательской работой такого уровня. И, следовательно, отдача от этого проекта не есть коммерция, а просвещение. По нашим данным, компании, изучившие Гид, всерьез задумались над продвижением альтернативных финансовых инструментов в России в условиях текущего законодательства.
Смысл Гида в том, чтобы расширить границы того набора финансовых инструментов, который принят в России. Исламские финансы должны дополнять существующую финансовую систему, это позволит диверсифицировать экономику страны.