Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Адалет Джабиев: Для внедрения исламских финансов в России необходимо политическое решение руководства страны

11.05.2010

Архив новостей:
Адалет Джабиев: Для внедрения исламских финансов в России необходимо политическое решение руководства страны
Экономист, управляющий директор Инвестиционно-финансовой компании «Аль-Шамс Капитал», основатель и владелец «Бадр Форте Банка» (1991-2006) Адалет Джибиев поделился в интервью своим видением перспектив внедрения исламского банкинга в России.

Уважаемый Адалет Нуриевич, могли бы вы по пунктам обозначить, что требуется для того, чтобы в России, к примеру, появился исламский банк. Существует ли такой пошагово разработанный план?

Для того, чтобы прилагаемые усилия перешли в практическую плоскость, необходимы, прежде всего, политические решения руководства страны, изменения в законодательстве. Пошагово разработанного плана или Дорожной карты создания исламского банка в России не существует.

На ваш взгляд, первый исламский банк, который откроется в России, в каком формате должен работать – с корпоративными клиентами или физическими лицами? Должен он располагаться в Москве или в каком-либо из титульных «мусульманских» регионов, где наблюдается спрос на подобные банковские услуги? Должен ли такой проект позиционировать себя именно как исламский, или предлагать услуги в рамках шариата, но без указания этого в своей «вывеске»?

Вы имеете ввиду, что предполагаемый исламский банк будет корпоративным ( т. е. ориентированным только на корпоративных клиентов) или розничным. Или, возможно, тем и другим одновременно. Дело в том, что банк может и должен заключать сделки (договора, контракты) и с физическими лицами.

Тем не менее, на мой взгляд, если такой банк (гипотетически исламский, то есть, лицензированный Центральным банком, как именно исламский банк) существовал бы, то ему следовало бы работать как с юридическими, так и с физическими лицами.

Такой банк может располагаться в Москве, так как потребность в услугах или, точнее, в наличии исламских финансовых продуктах есть везде, как в Москве, так и в регионах, как у мусульман, так и у не мусульман.

При допущении, что банк лицензирован ЦБ как исламский, пусть называется исламским. Мусульманам и мусульманским организациям не стоит стесняться и/или бояться своей идентичности. Мусульмане именно в рамках своей идентичности, следуя этике, определяемой идентичностью, вносят своей деятельностью важную позитивную лепту в развитие своей страны, обогащая достижениями исламской цивилизации духовную социально-экономическую практику всего российского общества. Исламский банк с «вывеской» и без явился бы прекрасным доказательством открытия исламских ценностей и принципов для всех, независимо от этнической и конфессиональной принадлежности.

На мой взгляд, если такой банк откроется, корпоративные его услуги, скорее всего, будут востребованы всеми, а розничные — преимущественно мусульманами.

На первом форуме «Исламские финансы и инвестиции» была принята резолюция из восьми пунктов. Насколько удалось реализовать эти рекомендации?

За исключением некоторых результатов, достигнутых в Татарстане, к настоящему времени по резолюции ничего не реализовано. Думаю, без политических решений руководства страны все инициативы «снизу», включая Государственную Думу, будут неэффективными. В Татарстане есть успехи именно потому, что есть политическая воля руководства республики.

Разъясните, пожалуйста, какие именно результаты достигнуты в Татарстане и как вы оцениваете их перспективность. Ведь в самом Татарстане есть и скептики исламских финансов.

В Татарстане налажено сотрудничество с Исламским банком развития при активном, заинтересованном участии руководства республики, создана совместная структура. Сформировано позитивное общественное мнение об исламских финансах. Сформирован прообраз будущего общереспубликанского шариатского совета, который в будущем мог бы играть важную роль в работе создаваемых исламских финансовых институтов. Постепенно возникают субъекты экономики, стремящиеся организовать свою деятельность в соответствии с исламскими принципами.

А скепсис связан, прежде всего, с невозможностью самостоятельно вносить изменения в законодательство, регулирующее банковскую, финансовую и налоговую сферу.

Кроме того, скептики считают, пока не без основания, что потенциальным потребителям исламских финансовых, банковских услуг предстоит пройти длительный путь к целостному пониманию исламских принципов экономического поведения, управления ресурсами, активами и обязательствами.

Насколько опыт внедрения исламских финансовых инструментов в некоторых неисламских странах имеет практическую пользу? Могло бы в России открыться отделение, например, британского исламского банка?

Во-первых, этот опыт подтверждает возможность функционирования исламских финансовых институтов в странах, которые принято называть не мусульманскими. Во-вторых, этот опыт имеет огромное значение. Особенно, в преодолении имеющегося в России серьезного сопротивления со стороны определенных властных и не только властных структур. Часто многие из них любят напоминать сторонникам развития исламских финансов в России о том, что «у нас здесь не Лондон».

Российское банковское законодательство не разрешает иностранным банкам создавать филиалы, могут быть созданы только дочерние банки. При отсутствии соответствующего законодательства, вряд ли какой-либо зарубежный исламский банк пожелает открыть в России дочерний банк.А просто компании, в том числе финансовые, вполне могут создавать свои дочерние структуры и преодолевать трудности по мере осуществления деятельности.

Каково место исламских финансовых проектов в развитии экономических отношений России и исламского мира? Проявляет ли заинтересованность каждая из сторон в развитии партнерства в финансовой сфере?

За исключением Татарстана, «исламские финансовые проекты» в развитии экономических отношений России и исламского мира никакого места не занимают. Прежде всего, из-за существующего в России сильного антиисламского, антиарабского лобби.

Заинтересованность сторон в развитии отношений в финансовой сфере есть. Но, при этом российская сторона, как правило, прежде всего, имеет ввиду привлечение арабского капитала и не вникает в природу принципов финансирования. Поэтому неоднократно были заявления о создании Российско-Арабского банка. К исламским рынкам капитала интерес возник сравнительно недавно в связи с желанием российских корпораций иметь доступ к имеющейся на тех рынка ликвидности.

Наблюдая неадекватное понимание исламских финансов российскими властями, многие страны с развитой исламской финансовой инфраструктурой, крупные исламские финансовые корпорации не настаивают на сотрудничестве, опасаясь быть обвиненными в попытках «исламизации» экономики России или в содействии продвижению исламских ценностей и поддержке мусульманской общины России.

Источник: IslamRF.Ru

Справка:

Нормативные документы, в которые необходимо внести коррективы для возможности развития исламских финансов в России. (Составлено А.Джабиевым)

Основные принципы взаимоотношений между заимодавцем и заёмщиком вообще и между кредитной организацией и заёмщиком в частности определены частью 2 Гражданского кодекса, Глава 42. В Параграфе 2 этой главы в статье 819 Кредитный договор в п.1 кредитный договор между банком и заёмщиком однозначно трактуется как процентный формулировкой «заемщик обязуется возвратить полученную денежную сумму и уплатить проценты на нее». Принцип процентных платежей по кредиту закрепляется также Статьёй 395 «Ответственность за неисполнение денежного обязательства», в которой говорится: «За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств».

Федеральный закон N 395-1 «О банках и банковской деятельности» [1] в статье 29 «Процентные ставки по кредитам, вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям кредитной организации» предусматривает только принцип процентных платежей при плате за кредит.

Банк России в своих нормативных документах строго следует положениям Гражданского Кодекса и Закона о Банках. Документом, подробно описывающим построение взаимоотношений между банком и заёмщиком при кредитовании, является «"Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» N 54-П. Этот документ является самым важным с точки зрения формулирования принципа платы за кредит в форме процентных. Других принципов платы за кредит этот документ не предусматривает. Положение является базовым, оно полностью посвящено кредитованию, на нём строятся положения об учёте кредитов, резервировании, отчётности. Положение практически не менялось с 1998 года.

«Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) [3] в соответствующих разделах отражает порядок учёта операций по кредитованию, включая учёт процентных платежей, резервов по кредитам и процентам и другие операции. Отдельного рассмотрения с точки зрения исламских финансовых инструментов заслуживает порядок отнесения на прибыль начисленных процентов, что непосредственно влияет на налогооблагаемую базу и величину налога на прибыль кредитной организации.

Расчёту резервов по кредитам и процентам посвящены соответствующие разделы «Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" N 254-П [4].

Инструментом контроля деятельности кредитных организаций Банком России является обязательная отчётность, регулярно представляемая в территориальные учреждения Банка России. Перечень отчётных форм и порядок их составления регламентированы Указанием ЦБ РФ N 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» [5]. Отчётные формы, отражающие деятельность кредитных организаций по кредитованию клиентов ориентированы на принцип процентных платежей при плате за кредит.

В документах, посвящённых оценке результатов деятельности банков Указание ЦБ РФ N 2005-У «Об оценке экономического положения банков» [6] и Указание ЦБ N 1379-У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов» [7] явно прослеживается тезис о том, что процентные доходы есть единая универсальная характеристика кредитной деятельности банк.

Список нормативных актов, в которых необходимы изменения:

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 27.12.2009) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010)

2. "Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" (утв. ЦБ РФ 31.08.1998 N 54-П) (ред. от 27.07.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.09.1998 N 1619)

3. "Положение о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 26.03.2007 N 302-П) (ред. от 11.12.2009) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.03.2007 N 9176)

4. "Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности"
(утв.ЦБ РФ 26.03.2004 N 254-П)
(ред. от 04.12.2009)
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.04.2004 N 5774)

5. Указание ЦБ РФ от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.12.2009 N 15615)

6. Указание ЦБ РФ от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 05.08.2009) "Об оценке экономического положения банков" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.2008 N 11755)

7. Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 N 1379-У (ред. от 27.10.2009) "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.01.2004 N 5485)

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2017.