Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Дорожная карта к исламским финансам — надежда на то, что она приведёт к их развитию в России

20.01.2011

Архив новостей:
Дорожная карта к исламским финансам — надежда на то, что она приведёт к их развитию в России
Наверное, уже с самого начала была запрограммирована многоступенчатость реализации идеи появления в реальности исламских финансов в Российской Федерации.

«Дорожная карта к исламским финансам в России» должна представлять собой документ, который явится наглядным представлением пошагового сценария развития исламских финансов в России, включающий в себя и подготовку законодательно-нормативной базы, как главной составляющей «Дорожной карты», план оптимальных путей развития и выстроенные во времени основные этапы этого процесса, а также прогноз по этой отрасли на долгосрочную перспективу. Видение и стратегия здесь должны быть сведены воедино.

Самым оптимальным станет «межотраслевое» (внутри блока финансово-экономических министерств, ведомств и регуляторов) обсуждение этого документа, принятие решений по поставленным задачам, определение инструментария и формирование органа — координатора и исполнителя этих задач на государственном уровне. Первый этап пошагового сценария начался давно и всё более и более набирает обороты — это период семинаров, конференций, круглых столов и дискуссий, образование инициативных групп по изучению. Сейчас это происходит бессистемно и разрозненно.

Хотя имеется результат — все участники уже твёрдо убеждены — законодательство менять необходимо.
Все знают, что нужно изменить, а вот как запустить этот процесс?
На сегодня одной из главных задач является изменение ментальности, мышления и отношения к появлению исламских финансовых институтов не только руководителей политических ведомств, но, скорее, экономических и финансовых, регуляторов банковского, страхового секторов и финансового рынка — к исламским финансовым инструментам и исламским принципам в экономике.

Должно быть совершенно ясно, что никто не призывает заменять существующую (пусть и дискредитировавшую себя в последнее время) финансовую систему полностью на исламскую экономическую модель. Своевременным стало бы начало проведения исследовательско — аналитической работы по исламским финансам.

Необходимо выяснить, возможно ли уже сейчас, в рамках действующей нормативно-правовой базы, инкорпорировать некоторые механизмы и инструменты исламских финансовых институтов в российское законодательство. Начать можно с уровня регуляторов — проанализировать имеющиеся акты и регулирующие документы, подготовить проекты с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов.

Выявление положений законов и подзаконных актов, которые препятствуют использованию ИФП в России или затрудняют их использование, определение содержания необходимых изменений и дополнений и стоимости их разработки станут отправной точкой к подготовке проектов с дополнениями или изменениями для исламских финансовых инструментов.

На этом этапе необходимо сфокусироваться на:
— идентификации документов регуляторов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений;
— идентификации документов регуляторов на предмет возможности их частичного изменения или дополнения для исламских финансов;
— разработке документов регуляторов для исламских финансов;
— идентификации законов и законодательных актов на предмет возможности использования для исламских финансов некоторых их них без изменений;
— подготовить изменения/дополнения в соответствующие законы и законодательные акты для возможности функционирования финансовых инструментов в банковской индустрии, инвестициях, ценных бумагах, не нарушающих исламские моральные и религиозные принципы.

По мнению некоторых экспертов изменения или дополнения могут затронуть около четырнадцати Федеральных законов, таких как:
— Гражданский кодекс
— Налоговый кодекс
— О банках и банковской деятельности
— О рынке ценных бумаг
— Об инвестиционных фондах
— О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
— Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня
— Об организации страхового дела в Российской Федерации
— О взаимном страховании
— Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
— О некоммерческих организациях
— О защите потребителя
— Об ипотеке
— О кооперации

Важно будет проведение анализа подготовки законодательств по исламским финансам в таких странах, как Казахстан и Киргизия, Великобритания, Канада, США, Люксембург, а также готовящихся подходов к изменению законодательства в Германии и Франции.

Потребуется подготовка рекомендаций для Правительства РФ по вопросу проведения мероприятий, включающих сюда широкое обсуждение поправок к законодательству во всех вовлечённых в процесс ведомствах, организациях, с привлечением российских и зарубежных экспертов и практиков, формирование соответствующих институтов и механизмов по их реализации. Работу над нормативно-законодательной базой необходимо сочетать с «просвещением» по исламским финансам. Объектами «просвещения» должны стать представители государственных властных структур, федеральных и региональных финансово-экономических министерств и ведомств, регуляторы банковского, страхового секторов и финансового рынка.

Подготовка кадров по всему спектру исламских финансов является ключевым процессом в развитии исламских финансов. Если «вдруг» завтра законодательство будет готово и инвесторы или заинтересованные финансовые структуры откроют бизнесы — кто там будет работать? Ещё два года назад профессор Л. Сюкияйнен говорил о необходимости разработки системы подготовки кадров всех звеньев.

После принятия политического решения о подготовке нормативно-законодательной базы по исламским финансам можно сказать, что начнётся практический этап этого процесса. С законодательной инициативой может выступить как одно из министерств финансово-экономического блока, так и законодательный орган одного из субъектов Российской Федерации.

Важно найти эффективную организационную форму для подготовки законопроекта по исламским финансам — организовать и запустить эту работу — определив исполнителей, экспертов, составив план работы и т.д. Это очень серьёзный проект.
Одновременно с подготовкой законопроекта может начаться и реализация бизнес-проектов — создание исламского банка, страховой кампании.

Цель, стоящая перед Дорожной картой может быть быстрее и эффективнее достигнута с привлечением стратегических партнёров для финансирования инвест проектов в Российской Федерации. Россия с 2005 года является наблюдателем в Организации Исламской Конференции и поэтому можно рассчитывать на методологическую и др. помощь Исламского банка развития и аффилированных с ним институтов и организаций.

Несомненно, в первое время роль государственных органов в создании условий функционирования исламских финансов в рамках российского законодательства будет высока. Ведь с их помощью и при участии государственных учреждений, предприятий госсектора возможно быстрое развития исламских финансов в практическом русле. Пройдёт ещё ни один год полной интеграции исламских финансовых институтов в рыночную систему страны, «утряска» или адаптация созданных условий, содействующих их функционированию в соответствии с монетарной и фискальной политикой государства.

Но это будет уже новая страница в развитии финансовой системы нашей страны.
Начнётся более глубокое и плодотворное сотрудничество России со странами членами ОИК — привлечение инвестиций посредством созданных исламских финансовых институтов, участие стран ОИК в благотворительных и социальных инвестиционных проектах в России, создание и рост в стране исламского экономического сегмента для развития взаимовыгодных межрегиональных и международных отношений России с исламскими странами. Срок реализации Дорожной карты можно определить от 3-х до 10 – ти лет.

Д-р Алексей Коваленко
Руководитель Рабочей Группы по альтернативным (исламским) финансовым институтам и продуктам
Ассоциация региональных банков России

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.