2011 год называют посткризисным, однако для банков по-прежнему актуальны управление проблемными активами, "плохие долги", реструктуризация кредитной задолженности. Какие вопросы, стоящие перед российской банковской системой, необходимо решить в первую очередь; может ли Казань стать центром исламского банкинга – в интервью TatCenter.ru рассказал президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков.
Банкинг и мораль – две вещи хорошо совместимые
- Выступая на круглом столе "Православный банкинг и финансовые инструменты" в конце января этого года, Вы сказали, что деятельность банковских учреждений, связанных с церковью, могла бы стать хорошим примером работы, основанной на принципах высокой морали. На Ваш взгляд, готовы ли современные российские банки на широкие жесты в ущерб своей прибыли?
- Вы знаете, я имел ввиду далеко не "широкие жесты". Кстати, многие российские банки масштабно занимаются благотворительностью и в этом плане наш банкинг, пожалуй, можно назвать одной из наиболее социально ответственных индустрий отечественной экономики.
Но я имел ввиду не столько благотворительность, сколько развитие разного рода финансовых инструментов, связанных с культурными, нравственными традициями народов. В частности, для англо-саксонской модели финансовых отношений оселком является чувство особенной ответственности заемщика. Но ведь это не единственная модель. Например, в последнее время все мировое финансовое сообщество проявляет все больший интерес к исламским принципам финансового бизнеса, которые ставят во главу угла партнерство инвестора и получателя финансовых ресурсов. Полагаю, это опыт очень интересен, тем более для России, значительная часть населения которой – носители мусульманских культурных традиций.
Мы все прекрасно понимаем, как тонка грань между банкингом и ростовщичеством, между высокой миссией развития экономики, которую априори несет банкинг, и просто погоней за сиюминутной прибылью. Банкинг – эта сфера, которая нуждается в регулировании не только в официозном, но и в нравственном смысле. Хотим мы этого или нет, но это так.
И в этом плане многополюсность банкинга, сосуществование западных, православных, исламских моделей банкинга может стать его естественным нравственным регулятором.
Может быть, все это прозвучало несколько высокопарно. Но я искренне верю, если перефразировать классика, что банкинг и мораль – две вещи хорошо совместимые.
- Как в контексте предыдущего вопроса Вы относитесь к уже не один год высказываемым предложениям по внедрению исламских банковских услуг в России? Они жизнеспособны в наших условиях?
- Думаю, да. Наша ассоциация последний год активно исследует модели исламского (альтернативного) банкинга и их перспективы в России. Возможно, для того, чтобы такой банкинг был жизнеспособен, нам надо будет предложить для него некую законодательную базу. И мы обязательно будем этим заниматься. Надеюсь, что летом этого года (возможно, в Казани) я смогу более обстоятельно рассказать, что именно требуется для развития альтернативных финансовых моделей на законодательном уровне.
Но тут важно помнить одну вещь. Любой рынок возникает не там, где принимается тот или иной регулирующий его закон. Рынок возникает там, где есть его первые участники, его первопроходцы. Я надеюсь, что Казань может стать одним из центров инноваций альтернативного банкинга. Со своей стороны АРБР готова активно поддерживать такую работу.
По материалам tatcenter.ru
Фото с сайта aksakov.ru