Согласно опросу представителей верхней и нижней палат парламента Российской Федерации, который провёл портал
Regions.ru, большинство депутатов положительно оценивают перспективу внедрения инструментов исламской финансовой индустрии в стране.
С инициативой проведения опроса электронный ресурс выступил вслед за заявлением главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, призвавшего активнее развивать исламский банкинг в России. Муфтий подчеркнул, что подобные финансовые структуры созданы в Париже, в Лондоне, в Вашингтоне и открываются в Германии и Бельгии. Почему не в России?
Член Комитета Совета Федерации по экономической политике (Республика Адыгея) Вячеслав Шверикаc отметил, что «в принципе не против развития исламского банкинга». Более того, он бы даже приветствовал это направление.
Полную поддержку высказал член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам (Республика Татарстан) Сергей Батин.
- Вообще странно, что институту исламского банкинга в России не придаётся особого значения, - цитирует Сергея Батина Regions.ru. - Ведь эта финансовая организация предназначена не только для верующих, которые могли бы распоряжаться своими собственными сбережениями с точки зрения накопления. Не стоит также забывать, что у стран исламского мира – Катара, Саудовской Аравии и др. есть очень большие финансы, которые они готовы вкладывать в реальный сектор экономики России».
Батин посетовал, что после того, как в июне текущего года в рамках KazanSummit 2015 состоялась встреча Председателя Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной с главой Исламского банка развития (ИБР) доктором Ахмадом Мохамедом Али Аль Мадани, никаких дальнейших шагов не последовало. Сенатор поддержал Равиля Гайнутдина и выразил надежду, что «теперь дело сдвинется с мёртвой точки».
- Главный плюс исламского банкинга в том, что деньги, вращающиеся в этой системе, не могут быть инвестированы в биржи, акции, на них нельзя развивать алкогольный бизнес, табачный, - прокомментировал российский парламентарий. - По законам исламского мира, деньги могут быть вложены только в реальный сектор экономики, а именно в строительство и модернизацию заводов, фабрик, в возведение разного рода производств, возможно также инвестировать в строительство жилых домов, больниц, гостиниц. То есть, как видно, исламский банкинг даёт гарантии: курс тех же акций далеко не постоянен, котировки всё время то падают, то взлетают: планировать доход от такой деятельности крайне сложно. А вот реальный сектор экономики не «трясёт» мира – он стабилен, фундаментален.
Сергей Батин дополнил, что «от исламского банкинга больше всего выиграет реальный сектор экономики – так называемые «халяльные» деньги именно для него.
- А ведь именно развитие реального сектора экономики – это как раз то, что нашей стране сейчас необходимо как воздух, - подчеркнул он. Сенатор также заметил, что «исламским банкингом могут пользоваться все желающие, а не только мусульмане, как думают некоторые. Вероисповедание никакой роли не играет».
Абсолютно правильной назвал постановку вопроса относительно развития исламского банкинга в России назвал член комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Антон Ищенко. Он напомнил, что в мире существует целая система коммерческих банков, работающая по принципам исламских финансов. И это огромные деньги, которые привлекаются для реализации крупных инвестиционных проектов.
- И, если честно, для меня не имеет значения, как выдаются эти деньги: под проценты или под долевое участие банков в коммерческих проектах, - рассказал он. - Раз существует дополнительная возможность финансирования каких-либо российских проектов, её нужно всячески использовать на территории Российской Федерации.
Ищенко обратил внимание на то, что арабские страны входят в число самых богатых, у них огромные финансовые ресурсы, которые по определённого рода политическим мотивам не доходят пока на территорию нашей страны.
- Конечно, контроль за деятельностью исламского банкинга, – с точки зрения национальной безопасности и национальных интересов, – у нас должен быть, - прокомментировал Антон Ищенко. - Но я не вижу серьёзных причин выстраивать непреодолимые кордоны для исламских банков, работающих на территории российского государства. Их деятельность может стать очень серьёзным ресурсом для того, чтобы наша экономика наконец-то почувствовала дополнительные вливания средств, получила импульс для оздоровления. Я уверен, что с помощью исламских банков мы сможем очень серьёзно оживить в нашей стране инвестиционные процессы.
Член Общественной палаты России (2011-2014 гг.), президент Информационно-аналитического центра «Религия и общество» Алексей Гришин также высказался положительно, заметив при этом, что «не против самой идеи исламского банкинга, но только если её реализация в России ни в чём не будет противоречить законодательству Российской Федерации».
Стоит отметить, что высказывания «ЗА» звучат не только от парламентариев, но и от бизнес-сообщества. Так, в поддержку инициативы по созданию исламского банкинга в России в июне текущего года выступил Президент, председатель правления Сбербанка
Герман Греф, который считает создание исламского банкинга в России крайне важным инструментом привлечения финансов с Востока, и поэтому будет всячески способствовать принятию соответствующего законопроекта. Месяцев позже Герман Греф и Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов подписали
соглашение по исламским финансам, предусматривающее взаимодействие сторон по изучению и формированию предложений для развития исламского финансирования в регионе.