Рувим Буттигиг, Руководитель Мальтийского Института Менеджмента, комментирует ситуацию, складывающуюся вокруг индустрии исламских финансов на Мальте: Последние четыре года, Мальтийский Институт Управления, в сотрудничестве с Мальтийским Союзом Банковских Работников, играли основополагающую роль в усилиях по созданию конструктивного диалога в области исламских финансов и в определении роли Мальты как ворот в Европу и Северную Африку для этого метода финансирования.
Не без удовлетворения хотелось бы отметить, что за эти годы, с политической точки зрения и с точки зрения заключенных важных договоров и проведенных эффективных операций, в этом направлении были отмечены позитивные изменения.
Вклад Мальтийского Института Управления в возможное будущее исламского бизнеса и финансов на европейском и североафриканском пространстве, не считая регулярных публикаций по исламским финансам и участия, через меня в качестве председателя в частности в разработке различного рода документов действительно велик. Институт активно участвовал в разработке и продвижении документов, принадлежащих Европейскому Экономическому Общественному Комитету (ЕЭОК), принятие которых Комитетом уже можно назвать большим успехом.
Путь впереди не легкий. До сих пор существуют некоторые, касающиеся исламского бизнеса и финансов мифы, происхождению которых мы, возможно, обязаны некоторым работающим в определенных кругах власти лицам, которым еще предстоит достаточно хорошо понять, что на самом деле представляют собой исламский бизнес и финансы. Я же, однако, уверен, что, с лучшим знанием и пониманием этих самых мифов, нам представится возможность сделать правильные выводы и переключиться, в этой связи в более благоприятную для этого сферу деятельности. Итак, давайте рассмотрим каждый из этих мифов по отдельности.
Миф 1: Что решение стран принимать или не принимать исламские финансы зависит исключительно от финансовых авторитетов.
Это неверно. Для большинства европейских и североафриканских стран это решение является политическим, а не решением лиц финансового сектора. Различные исследования МВФ показывают, что введение на рынок исламского вида финансирования положительно повлияло на торговые отношения как со странами Сотрудничества Стран Персидского Залива, так и странами дальнего востока. Это признают и наши партнеры в ЕС.
Только на прошлой неделе, на конференции Associazione Italiana Bancaria стало известно, что в каждой торговой миссии, в которой участвует Великобритания в этих странах (Страны Совета Сотрудничества Персидского Залива и дальнего востока), в настоящее время есть свой эксперт по исламским финансам.
Недавно, заместитель министра по экономическому развитию Италии Адольфо Урсо, объявил, что Италия рассчитывает увидеть ещё большие успехи страны в сфере исламских финансов.
Люксембург, который, если вам известно, в настоящее время размещает у себя более 50% котирующихся исламских фондов и сукук производителей мира, недавно открыл в Дубае офис, в частности и по исламским финансам.
Вот лишь три примера того, чем занимаются страны члены ЕС.
Многочисленные заявления, сделанные президентом Мальты, Джорджем Абелой, премьер-министром страны Лоуренсом Гонзи и министром финансов, экономики и инвестиций Тонио Фенеком указывают на политическую решимость Мальты относительно исламских финансов. Такие же инициативы поддерживает и лейбористская партия Мальты.
Следующим шагом Мальты, на мой взгляд, должно стать создание соответствующей целевой группы с целью обеспечения конкретных действий для привлечения более активной деятельности в области исламского финансирования. Такая целевая группа должна включать в себя шариатских экспертов, представителей исламской общины, местных специализированных юристов, налоговых экспертов, дипломатических экспертов и представителей сектора финансовых услуг.
Внедрение исламского вида бизнеса и финансирования на Мальте станет неотъемлемой частью процесса интернационализации страны. Они же, при соблюдении международных обязательств, смогут стать одним из решений для поддержания благоприятной тенденции роста структурных проектов страны в условиях финансового дефицита. По сути дела, эти самые правила, касающиеся дефицита, предоставляют исламскому виду бизнеса и финансирования довольно широкий и привлекательный выбор для финансирования национальных проектов.
Миф 2: Что исламский бизнес и финансы только для мусульман.
Это также неверно. Исламский бизнес и финансы - для всего человечества, и не только для мусульман. Статистика, приведенная на конференции Associazione Bancaria Italiana показывает, что 70%, пользующихся услугами исламского бизнеса и финансов в Малайзии – это не мусульмане. Кроме того, 20% клиентов HSBC Ammanah и 16% клиентов банковской группы Albaraka также не являются мусульманами. Кроме того, множество традиционно не мусульманских банков открывают у себя исламские окна, в том числе Lloyds и Barclays. Благоприятная среда в Великобритании, способствовала открытию в стране пяти исламских банков и 17 исламских финансовых окон.
Миф 3: Что исламский бизнес и финансы не достаточно востребованы и интересны для формирования рынка на Мальте.
Это неправильно. Специальный ознакомительный визит CIMB Islamic на Мальту показал, что многие местные предприниматели смотрят положительно на этот вид финансирования. Так что помимо преимуществ выступления Мальты, с её выгодными законодательными актами в качестве шлюза для исламских финансов в другие страны, у страны также есть и свой собственный внутренний рынок, с вполне неплохими перспективами для исламского бизнеса и финансов.
Миф 4: Что директивы ЕС не допускают исламский бизнес и финансы.
Тут в пример приведу всё те же Великобританию, Германию и Люксембург, являющиеся частью ЕС, и имеющих у себя в практике исламский вид бизнеса и финансирований.
Миф 5: Что законодательство Мальты не совместимо с шариатом.
Как мы сможем в этом убедиться в ближайшее время и как это уже становится очевидным из ежемесячного информационного бюллетеня бизнес-консультантов по исламским финансам Erremme, Мальта является наиболее благоприятной для шариата страной ЕС и Северной Африки. Достаточно упомянуть в числе законодательств страны постановление об охраняемых сотовых компаниях, акт о доверительном попечении для трастов, закон о торговом мореплавании, правила финансового лизинга, авиационное законодательство, правила об инвестиционных и розничных банках и многое другое.
Темпы, с которыми посредством уже существующих компаний специального назначения и трасты приводятся в исполнение и воплощаются в жизнь заключаемые договора, сделки и операции не полностью нас устраивают, но даже с незначительными изменениями, сопровождаемыми активным подходом Финансов Мальты, мы вполне можем контролировать и даже ускорить этот процесс. Финансы Мальты могут издать руководство на основе действующего законодательства с целью оказания помощи Международному Финансовому Институту. Между тем, наши собственные законодательные акты нуждаются в большем промоушене. Мы, даже, так же, как и Люксембург, могли бы рассмотреть возможность создания своего подразделения в Финансах Мальты, фокусирующихся исключительно на исламских финансах. Это подразделение, помимо всего прочего, могло бы помогать в своевременном обеспечении Мальты правильными ответами на определенные запросы и в присутствии страны на соответствующих форумах.
Такой подход соответствует видению правительства Мальты до 2015 года, относительно роста сектора финансовых услуг и становления Мальты как международного центра образования. Кроме того, это полностью созвучно тому, на что делает ставки и во что инвестирует Международный Финансовый Институт, как экологически чистые технологии и здравоохранение.
Дальнейшие и скорейшие политические шаги, в числе которых создание вышеупомянутых и столь рекомендуемых целевых групп, обеспечение осуществления соответствующего Меморандума о Взаимопонимании с соответствующими странами станет инвестицией в правильном направлении.
Мы делаем всё от нас зависящее. Мы действительно верим в то, что подписание Меморандума о Взаимопонимании станет первым шагом Мальты на её пути, как и в случае с Бахрейном, к лидерству в области исламского бизнеса и финансов. Не секрет, что Мальта, с её сильной нормативной базой, экономически эффективной структурой, выгодным налоговым режимом и уникальным географическим и стратегическим положением имеет все шансы, чтобы стать Бахрейном средиземноморья.
Islamic-finance.ru по материалам www.maltabusinessweekly.com