Власти Бахрейна за последнее время потратили миллионы долларов, позиционируя себя как «благоприятный для бизнеса Бахрейн». Теперь это больше похоже на злую шутку, а страна - на «благоприятный для пуль Бахрейн», передает «Аш-Шамс Капитал» со ссылкой на "Financial Times".
После кровавого подавления мирных, в египетском стиле демонстраций, призывающих к проведению демократических реформ, участники оппозиции опасаются, что насилие, повышение напряженности между религиозными течениями и вызовы, брошенные правящей семье, могут привести к разрушению деловой репутации страны.
Манама, столица Бахрейна, некогда являлась важнейшим финансовым центром Персидского залива, выполняющего главным образом функцию оффшорного банковского хаба для богатой, но закрытой Саудовской Аравии. Однако в последние годы Манама уступила место Дубаю, куда устремились международные банки.
Бахрейн еще может похвастаться наличием у себя региональной штаб-квартиры BNP Paribas, и по-прежнему остается важным исламским банковским и страховым центром. Но растущая повсюду в этом богатом нефтью регионе конкуренция наносит ему тяжелый удар.
Мало кто из банкиров приходил сюда ради крови на столичных улицах.
Бахрейнцы опасаются, что большое число банков могут предпочесть переместиться в куда более безопасный Дубай, являющийся конкурентом Манамы в Персидском заливе в области торговли, туризма и финансов, который так часто извлекал выгоду из страданий своих соседей.
Иностранцам, работающим в Бахрейне, всегда удавалось не сталкиваться с беспорядками в общине шиитского большинства, поскольку оно по-прежнему ограничивается в основном деревнями, которые среднестатистический менеджер может легко обойти.
Но захват Жемчужной площади – манамского аналога площади Тахрир в Египте – пусть и всего на 36 часов, привнес политические проблемы в сердце делового района столицы.
Революция в Бахрейне не транслировалась по телевидению столько, сколько в Египте, поскольку оборудование у многих журналистов и телекомпаний было конфисковано властями в аэропорту, однако развитие социальных медиа и YouTube позволили всему миру увидеть картины восхождения и падения Жемчужной площади.
Правительство вчера прервало молчание и заявило, что сожалеет о гибели людей (жертвами столкновений с полицией стали как минимум 4 человека, и их число, как ожидается, возрастет; более сотни получили ранения), однако добавило, что подобные меры призваны остановить эскалацию внутрирелигиозного конфликта.
Торжествами была отмечена вся прошлая ночь в оплоте суннитов, городе Риффа, где молодежь ездила на машинах, сигналя и размахивая флагами, формируя другой взгляд на происходящее.
По мере нарастания накала страстей на вчерашней правительственной пресс-конференции ключевым стал эмоциональный призыв журналистки газеты «Аль-Ватан» Римы Халифы, у которой один из родителей суннит, а другой – шиит. Она призвала выступить против «раздела» протестующих на Жемчужной площади.
«Королю необходимо вернуть себе доверие людей», – слезно умоляла она, обращаясь к заметно растерявшемуся министру иностранных дел, который должны был использовать все свои дипломатические навыки, чтобы выйти из неудобной ситуации, хоть как-то сохранив лицо.
Эта беспрецедентная демонстрация эмоций перед политиками из стран Залива не только отразила опасения шиитской общины, что насилие в ближайшие недели может выйти из-под контроля. Она также подчеркнула новую динамику политического процесса на Ближнем Востоке, где люди все меньше боятся противостоять существующим властным элитам, которые по-прежнему остаются приверженцами политики прошлого.
Эта динамика будет проявлять себя в течение ближайших дней и лет, представляя как возможности, так и вызовы для бизнеса.
Танки на улицах редко способствуют комфорту иностранных инвесторов. И сильное военное присутствие, и жестокая реакция полиции на ожидаемые сегодняшние беспорядки – все это может вернуть шиитские беспорядки обратно, вглубь деревень, далеко от деловых центров Манамы.
Но увеличение смертей может только лишь усугубить ситуацию. Могущественный союзник Бахрейна, США, призвал полицию воздержаться от насилия.
Правительство говорит, что хочет увести страну от глубокой внутрирелигиозной пропасти. Бизнес будет внимательно следить за происходящими в стране событиями.
Стоит отметить, что около 75% населения в Бахрейне составляют мусульмане-шииты, но с 18 века страной правит суннитская королевская династия.
Сунниты живут в основном в столице Манаме. Среди сельских шиитов безработными являются от трети до половины населения. Королевскую династию давно подозревают в увеличении доли суннитов путем натурализации иммигрантов-суннитов.
Шииты вначале бойкотировали парламент, введенный в 2002, но в 2006 году отказались от бойкота и прошлой осенью приняли участие в выборах, отмеченных жестким подавлением шиитской оппозиции.
Манифестанты требуют введения конституционной монархии с выбираемым, а не назначаемым королем и премьер-министром.
По материалам alshamscapital.ru
Фото: Reuters