Индия – третья страна в мире по количеству мусульман после Индонезии и Пакистана. Кому-то может показаться это удивительным, поскольку многие ошибочно полагают, что раздел страны в 1947 году поделил мусульманское и индуистское население на отдельные нации – преимущественно мусульманский Восточный и Западный Пакистан (сейчас это два государства, Пакистан и Бангладеш) и индуистское светское государство – Индия. Сегодня в Индии проживают около 156 миллионов мусульман, что составляет 13-14% всего населения. Однако в некоторых регионах число мусульман составляет гораздо больший процент от всего населения. Например, в таких регионах, как Керала и оспариваемая территория Джамму и Кашмир.
Однако в Индии нет ни одного исламского банка и ни одного традиционного банка с исламскими окнами. В своей статье господин Лоун перечисляет все законодательные и нормативные проблемы, с которыми придется столкнуться тому, кто захочет открыть исламский банк в Индии, однако больше проблем может возникнуть из-за ярого сопротивления со стороны тех, кто выступает против открытия исламских банков. Сложнее всего будет справиться именно с эмоциональными вопросами, которые кроются в политической истории Индии.
Возможности для исламского банкинга в Индии Глобализация и унификация всех финансовых услуг в одну точку означают, что индийским банкам придется столкнуться с серьезной конкурентной средой, однако для банков существуют огромные возможности, в особенности для исламских банков, поскольку Индия нуждается в бОльших инвестициях в свою инфраструктуру. Однако позиционировать исламские банки стоит как профессиональные банки, а не как основанные на религиозных принципах, что может иметь серьезный политический подтекст. К регулятивным органам Индии необходимо подходить терпеливо и рационально. Как уже было сказано, Индия предлагает огромные перспективы для развития исламских финансовых услуг. Это не преувеличение, поскольку индийский рынок капитала является самым либерализованным в мире, а также существует хорошая финансовая инфраструктура.
С другой стороны, некоторые эксперты чувствуют недостаток компетентности в отношении исламского банкинга в стране, а обычные люди не имеют представления о том, какие услуги должен предоставлять исламский банк. В ответ на проблему отсутствия компетентности, в июле 2009 года в Мусульманском университете Алигарх (AMU) был открыт курс обучения исламскому банкингу и финансам, также планируется открыть магистратуру на кафедре исследований в области управления университета.
Те, кто выступают против исламских финансов, основываются не только на религиозных соображениях и опасениях в недостатке местной компетенции для поддержания индустрии, но также на общем уровне невежества в области исламских финансов. Нет никакого препятствия для немусульман в пользовании исламскими финансовыми услугами. Исламские финансы предназначены для всего человечества в целом, независимо от вероисповедания и имеют целью поддерживать справедливость и общественное развитие. Также они могут помочь решить проблемы безработицы и бедности в обществе. В 2008 году в индийском городке Махарастра более 70 фермеров покончили жизнь самоубийством, поскольку они взяли кредиты в банках, чтобы вырастить виноград, однако неожиданный для сезона дождь уничтожил их урожай, и они были не в состоянии выплатить всю сумму с процентами. Если бы в Индии существовала полноценная система исламского банкинга, такого бы никогда не случилось.
Фондовый рынок Отсутствие инвестиционных возможностей, соответствующих шариату, отбило желание у индийских мусульман инвестировать средства не только через банки, но также и через фондовый рынок. Данная проблема была изучена четырьмя компаниями по управлению активами – Взаимный фонд доверия, UTI управление активами, Way2Wealth и недавно утвержденный взаимный фонд Edelweiss. Некоторые из этих организаций уже запустили взаимные фонды, соответствующие шариату, а остальные планируют их запустить.
Как сообщил источник в UTI, скорее всего, компания объединится с корпорацией Parsoli, головной офис которой находится в Мумбае, чтобы запустить свой фонд. Шариатский совет корпорации Parsoli сертифицирует проект, а критерием (мерилом) для фонда будет исламский фондовый индекс Parsoli. Reliance Money уже запустил услугу управления ценными бумагами для состоятельных мусульман, а Взаимный фонд доверия готов зарегистрировать свой проспект эмиссии, чтобы запустить Исламский фонд. Представители компании заявляют, что их организация активно ведет переговоры с Исламской организацией об открытии фонда. В качестве следующего шага Reliance планирует запустить целый спектр финансовых услуг, соответствующих нормам шариата.
Однако со стороны фондов потребуются серьезные усилия для того, чтобы получить необходимое одобрение со стороны регулятора рынка. По сообщению представителей отрасли, регулятор рынка не слишком охотно одобряет данные фонды, поскольку чувствует, что эти проекты – намеренно или ненамеренно – принимают инвестиции только со стороны узкого круга инвесторов. Кроме того, у Совета по ценным бумагам и биржам Индии (SEBI) поведение подобных фондов все еще вызывает беспокойство. Например, процесс проверки имел целью выяснить, соответствуют ли их акции нормам шариата, и какие методы они используют, чтобы очистить от «грязи» несоответствующий шариату доход на благотворительность. Ходят слухи, что Taurus Asset Management, компания, которая намеревалась запустить шариатский фонд, отзывает свою заявку из SEBI и, возможно, это является примером того, со сколькими трудностями сталкиваются подобные фонды при получении одобрения от властей.
Подобные компании по управлению активами руководствуются, по сути, вовсе не альтруистичными побуждениями, позволяя мусульманам участвовать на фондовом рынке. Основной интерес в запуске подобных шариатских фондов исключительно коммерческий. Такие фонды внимательно следят за положением дел богатых религиозных мусульман, которые не вкладывают деньги в инструменты, приносящие процентный доход, или в предприятия, не соответствующие законам шариата, то есть, те, которые связаны с алкоголем, киноиндустрией, свининой и другими запрещенными продуктами.
Согласно исследованию, проведенному доктором Шариком Нисаром, директором компании Taqwa Advisory and Shariah Investment Solutions, из 1000 компаний, зарегистрированных на Национальной фондовой бирже Индии (NSE), 335 соответствуют нормам шариата. Рыночная капитализация этих акций приблизительно составляет 61% всей рыночной капитализации акций компаний, зарегистрированных на NSE. Фактически, рост рыночной капитализации данных акций был больше, чем рост капитализации акций компаний, не соответствующих нормам шариата.
Огромные возможности Однако, возможно, что усилия будут оправданы. Финансовый директор филиала корпорации Parsoli в Ахмедбаде, Тальха Сарешвала заявил, что при наличии миллиардов долларов, используемых инвесторами, которые являются соблюдающими мусульманами, в работе только с теми предприятиями, которые подчиняются законам шариата, возможности просто огромны. Поскольку достаточно большой процент граждан Индии являются мусульманами, то исламские финансы – это также еще и возможность создать внутренний фонд. Корпорация Parsoli, зарегистрированная на Бомбейской фондовой бирже (BSE), является небанковской финансовой организацией (NBFC), которая специализируется на направлении капитала мусульман, как граждан Индии, так и граждан других государств на индийский рынок. За последние несколько месяцев инвестиции со стороны мусульман в индийский рынок капитала и отрасль инфраструктуры составили 750 миллионов долларов США.
Ашраф Мохамдей, генеральный директор еще одной индийской исламской инвестиционной компании Idafa Investments Private Limited, находящейся в Мумбае, считает, что 80% индийских компаний соответствуют нормам шариата, и только небольшое количество компаний занимаются деятельностью, связанной с игорными домами, казино или алкогольной продукцией.
Индийские эксперты в области исламских финансов усердно работают над тем, чтобы стимулировать развитие данной отрасли в Индии. В начале 2011 года Бомбейская фондовая биржа совместно с компанией Taqwaa Advisory and Shariah Investment Solutions Ltd. (TASIS) запустила шариатский индекс, куда входят 50 компаний, соответствующих нормам шариата из 500 зарегистрированных на Бомбейской фондовой бирже. Индекс будет называться BSE TASIS Shariah 50. Эти 50 компаний высоколиквидны и строго придерживаются норм шариата. Директор TASIS доктор Шарик Нисар заявил: «На Бомбейской фондовой бирже больше всего в мире компаний, соблюдающих законы шариата, фактически, больше чем на всем Ближнем востоке и в Пакистане».
В Индии много брокерских компаний, соответствующих нормам шариата, такие как Parsoli и Idafa, но шариатский индекс на ведущей фондовой бирже в Индии – это большое достижение. Доктор Шарик Нисар отметил, что индекс предоставит возможность индийским мусульманам инвестировать средства в акции, соответствующие нормам шариата и привлечет тысячи крор (крор – 10 миллионов индийских рупий) рупий из Персидского залива и других частей света. Сейчас стоит задача добиться того, чтобы потенциальные инвесторы в Индии и по всему миру узнали об индексе и инвестиционных возможностях, которые он открывает.
Последние события В Азиатско-Тихоокеанском регионе исламский банкинг находится на подъеме и сегодня занимает 60% мирового рынка исламского банкинга. Однако несмотря на рост в остальной части региона, проникновение исламского банкинга в Индию происходит очень медленными темпами. Это особенно удивительно при проживании в стране такого количества мусульман. Доклад Международного агентства Celent «Подъем исламского банкинга в Азиатско-Тихоокеанском регионе» преимущественно относит это к регулятивному блоку, который позволяет исламскому банку осуществлять свою деятельность только в качестве небанковской финансовой организации. В Закон о банковском регулировании Индии 1949 года необходима поправка для того, чтобы дать возможность исламским банкам официально осуществлять свою деятельность в Индии в качестве полноценных банков.
Первостепенной причиной нормативных проблем является социально-религиозный характер Индийской политической арены. Это особенно заметно в докладе Комитета по реформам в финансовом секторе, возглавляемом Рагхурамом Раджаном. Этот доклад был представлен на рассмотрение премьер-министру Индии в 2010 году. Несмотря на то, что в докладе рекомендовались принципы, основанные на исламском банкинге, термин «исламский банкинг» был преднамеренно заменен на «беспроцентный банкинг». Комитет предлагал принять меры для того, чтобы позволить беспроцентным финансам функционировать в более крупных масштабах, в том числе через банковскую систему. Это предложение добавило очков правительству и теперь ему решать, какие меры предпринять для введения этих продуктов в банковский сектор Индии. Однако параллельно необходимо проведение ребрендинга различных продуктов исламского банинга для того, чтобы добиться всеобщего признания и послужить своей основной цели финансового вовлечения. Некоторые эксперты полагают, что помимо регулирования, инфраструктура для исламского банкинга еще не развита, и необходимо предпринимать меры в этой связи.
Тернистый путь к исламскому банкингу В 2010 году казалось, что первый в стране исламский банк вот-вот откроется в Керале, при активном участии Правительства Кералы, а именно Департамент промышленности. 12 августа 2010 года во время встречи на высоком уровне в Кожикоде проект, подготовленный компанией Ernst & Young, был одобрен. Корпорация Кералы по промышленному развитию штата (Kerala State Industrial Development Corporation, KSIDC), уполномоченное учреждение при формировании банка, должно было держать 11% акций данного банка. По сообщению правительственных чиновников, данное предприятие должно было быть зарегистрировано как небанковская финансовая компания, а затем переименовано в полноценный банк, соответствующий нормам шариата. Предполагалось, что проект принесет первоначальный капитал в 500 крор рупий за счет обслуживания индусов, проживающих за пределами Индии (NRI) и за счет индийских бизнес-центров. Согласно источникам, вплотную занимающимся развитием банка, ведущие индийские бизнесмены, проживающие за пределами Индии, такие как Мухаммад Али, Юсуф Али, СК Менон и другие предприниматели из Кералы, такие, как Азад Мупан, проявили интерес к этому проекту.
Основанный на законах шариата, банк не будет проводить операции, основанные на процентах. Банк в Керале будет инвестировать средства в проекты, связанные с развитием инфраструктуры, а для подобных инвестиций будут существовать два механизма бай’ аль-салям (отсроченная поставка) и истисна. Банк будет вкладывать все свои средства как инвестиции, приносящие прибыль, и разделять доход между акционерами. Также он выделит социальный фонд и будет предоставлять беспроцентные займы предпринимателям, вернувшимся из Персидского залива, для того, чтобы основать бизнес или небольшое предприятие.
Эта концепция имеет широкую поддержку среди представителей мусульманской общины штата, где многие богатые мусульмане в своем бизнесе строго придерживаются норм шариата. Большинство таких предпринимателей не имеют банковского счета, поэтому учреждение исламского банка станет для них хорошей новостью. Согласно источникам, наибольшей трудностью станет формирование шариатской экспертной комиссии из-за нехватки ученых подходящей квалификации.
Однако в 2010 году возникла более острая проблема, когда д-ру Субраманиаму Своми, президенту Индийской партии Джаната, бывшему правительственному министру удалось затормозить проект, выпустив постановление в Верховном суде, гласящее, что вовлечение правительственных структур в создание исламского банка противоречит светским принципам Индийской конституции. В феврале 2011 года Верховный суд Кералы отменил постановление, мотивировав это тем, что они не имеют возражений против того, что Корпорация Кералы по Промышленному Развитию Штата осуществляет дела в соответствии с нормами шариата, а также не противоречащие законам страны. Также он постановил, что, несмотря на то, что учреждение базируется на религиозных принципах, в его задачи не входила религиозная пропаганда, а государство принимало участие в создании этой организации исключительно в коммерческих интересах.
Также есть подвижки и в Джамму и Кашмире, самом северном штате Индии, где Джамиат Ахладис планирует открыть исламский банк, однако для этого им нужно разрешение государства. Однако у этого штата особый статус, подтвержденный статьей 370 индийской конституции, и штат может принять резолюцию, разрешающую создание исламского банкинга в законодательном собрании штата с небольшими поправками со стороны центрального правительства. Поэтому есть вероятность, что в недалеком будущем этот штат тоже запустит исламский банк.
Когда этот выпуск NewHorizon был отправлен в печать, поступили сведения о том, что Турецкий Банк Asya ожидал решение Резервного банка Индии (RBI), которое должно было быть вынесено в течение 45 дней, по поводу открытия в Индии филиала, предоставляющего займы, соответствующие нормам шариата.
Позиции регулятора Несмотря на то, что концепция исламского банкинга была отвергнута исследовательской группой Резервного банка Индии (RBI), идея получила поддержку со стороны Комитета по банковским реформам Рагхурама Раджана. По этому поводу свой комментарий дал д-р Д Суббарао, руководитель RBI, сказав, что согласно нынешнему Акту регулирования банковской деятельности, дать лицензию исламским банкам невозможно, поскольку многие банковские принципы базируются на процентных выплатах. А для того, чтобы сделать исламские банки реальностью, необходимо отдельное законодательство. Очевидно, RBI сейчас пересматривает этот вопрос, и решения осталось ждать недолго.
Заключение
Вне всякого сомнения, у Индии есть огромный потенциал для развития исламского банкинга, но чтобы воплотить эти проекты в жизнь, необходимы некоторые сильные политические решения. С мусульманским населением в 156 миллионов человек Индия может получить огромные преимущества и не только за счет привлечения 1 триллиона долларов США в исламские инвестиционные фонды из стран Персидского залива. Это поможет контролировать дефицит бюджета. Однако регуляторы все еще сомневаются насчет исламского банкинга, поскольку подходят к этому вопросу исключительно с идеологической точки зрения. Комитет для анализа вклада исламского банкинга в индийское сообщество, не взирающий на религиозные взгляды, так и не был создан, поэтому потенциал исламского банкинга для помощи в решении реальных экономических проблем в Индии так и не был оценен.
Кроме того, существует опасение, что исламская банковская индустрия в Индии будет находиться в руках мусульман. Однако исламский банкинг нуждается в профессиональной компетентности, без учета религиозных взглядов, поскольку речь идет о коммерческих проектах, а не только о денежных кредитах и расходных операциях. Хотя у индийских мусульман есть преимущество с точки зрения исламской этики, им все же не хватает профессиональной компетенции, чтобы иметь дело с современным коммерческим банкингом, основанным на исламских этических нормах. Поэтому, возможно, это опасение не имеет оснований.
В то же время, не следует забывать, что исламский банкинг может придать импульс индийской экономике, при участии в банкинге, соответствующем нормам шариата, мусульман, которые ранее не были задействованы в банковской индустрии. И в то же время данный вид банкинга может привести к солидным внутренним инвестициям, что ускорит дальнейшее развитие Индии. Это также поможет бедным и незащищенным слоям общества, давая возможность мелким производствам, розничным и сельскохозяйственным предприятиям получить доступ к финансированию, наряду с обеспечением финансирования капитала для проектов в инфраструктуре, таких как строительство ирригационных каналов, дамб, дорог, проведение электричества и коммуникаций, что является ключом к развитию индийской экономики.
МуслимЭко.ру