В процессе отхода Турции от строгих принципов светской государственности в республике постепенно укрепляет свои позиции исламский банкинг. Правда, на пути его становления как одного из основных финансовых институтов еще сохраняются серьезные препятствия.
В настоящее время в Турции существует четыре исламских банка, три из которых частично принадлежат компаниям из стран Персидского Залива. Согласно данным Ассоциации турецких партнерских банков Турции (Participation Banks’ Association of Turkey), лоббирующей интересы исламских банков, на их долю по состоянию на конец 2010 года приходилось 5 процентов всего банковского сектора Турции объемом в 1 триллион лир (559 млрд. долларов).
Банки эти носят название "партнерских", поскольку в соответствии с исламскими принципами вкладчики и заемщики делят риск финансовых операций с самими банками. Проценты банки не начисляют. Их клиентура состоит по большей части из правоверных предпринимателей из центрального района страны Анатолии, особенно из таких городов, как Газиантеп, Конья и Кайсери. В данном районе расположен ряд компаний, прозванных за свой быстрый рост "анатолийскими тиграми".
До внедрения в Турции в 1980-ых годах банков, работающих по законам шариата, многие из этих людей держали деньги "под матрасом", потому что не доверяли традиционным банкам и не хотели нарушать постулаты веры касательно выплаты процентов, говорит генеральный секретарь Ассоциации партнерских банков Турции Осман Акюз (Osman Akyuz). Теперь же все изменилось. Хотя исламские банки остаются пока очень небольшими, их доля на банковском рынке Турции почти удвоилась с 2005 года, когда потребители еще с большой настороженностью взирали на подобные предприятия. Согласно обнародованному в сентябре докладу, международное рейтинговое агентство Standard & Poor’s прогнозирует дальнейший рост исламских банков в Турции, особенно в случае укрепления ею своих связей с богатыми государствами Персидского залива.
Основная деятельность исламских банков сосредоточена на переживающем бум секторе недвижимости, но банки предоставляют оборотный капитал и оборудование компаниям, специализирующимся в области строительства, торговли и промышленности – трех китах экономики страны. С целью стимулирования развития исламского банкинга правящая исламистская Партия справедливости и развития Турции (ПСР) предоставила этим финансовым институтам нейтральный налоговый статус. В этом году Стамбульская фондовая биржа фондовая биржа запустила индекс компаний, работающих по законам шариата.
По мнению ряда финансовых экспертов, темпы роста исламского банкинга все же не оправдывают ожиданий, учитывая длительность пребывания у власти ПСР. На взгляд одного эксперта по исламским финансам, темпы роста данного сектора по сути остаются "довольно вялыми".
"ПСР поддерживает половина населения страны, а исламский банкинг составляет 4-5 процентов банковского сектора", – отмечает директор аспирантской программы по исламским финансам британского Даремского университета Мехмет Асутай (Mehmet Asutay). С августа месяца банковский индекс Турции в целом вырос на 19 процентов, тогда как исламские банки Bank Asya и Albaraka Turk прибавили лишь по 12 и 4,9 процентов соответственно, сообщило в сентябре агентство "Блумберг".
По имеющимся сообщениям, инвесторы опасаются, что замедление темпов экономического роста Турции негативно скажется на способности банков зарабатывать на кредитовании. Это особенно актуально для исламских банков, которые не взимают проценты и делят доходы и риски со своими клиентами.
Отрицательно сказаться на возможностях роста могут и другие факторы. Первым и самым главным из них являются около 50 традиционных банков Турции, на долю которых приходится львиная доля активов частного сектора. Переключить внимание клиентов на себя исламским банкам будет, по словам специалистов, проблематично ввиду нехватки квалифицированных кадров для организации гладкого процесса перехода.
Генсек Ассоциации партнерских банков Турции Осман Акюз признает, что процесс расширения деятельности носит не слишком активный характер. "Четырех имеющихся в настоящее время исламских банков недостаточно для Турции, – говорит он. – Уже на данном этапе должно быть шесть-семь подобных институтов".
Но в этом еще нужно убедить банковских чиновников страны. В прошлом банковское законодательство не распространялось на исламские банки, теперь же они должны подчиняться тем же правилам. В обстановке обеспокоенности в связи с прочностью позиций турецкой лиры Центробанк не спешит давать добро на открытые новых банков, будь то исламских или каких-либо иных.
Как полагает Ильхам Мехралиев – специалист по исламским финансам Турции из аналитической компании DinarStandard, специализирующейся на мусульманских рынках, – исламские банки сохраняют потенциал роста. Но им надо очень тщательно подходить к подбору своих продуктов, расчетливо и благоразумно осуществлять управление ростом и решить проблему "дефицита квалифицированных кадров", отмечает он. Если все пройдет хорошо, то им под силу будет и освоение зарубежных финансовых рынков. Принадлежащий Турции Bank Asya уже стал инвестором холдинговой компании Tamweel Holding, предоставляющей услуги исламского банкинга в ряде африканских стран.
По словам же активного поборника идеи исламского банкинга Османа Акюза, никаких трений на почве соперничества между традиционными финансовыми институтами Турции и исламскими банками нет. "За последние 25 лет мы достигли консенсуса, – подчеркивает он. – Единственное наше противоречие заключается в методах привлечения средств и предоставления ссуд".
По материалам:
russian.eurasianet.org