Председательством в ОИС мы возродили и вывели на новый уровень свои утраченные культурно-политические связи с исламским миром - Е.Казыханов О том, каких успехов добился Казахстан на посту председателя ОИС, что дало это стране, в беседе с корреспондентом рассказывает министр иностранных дел РК Ержан Казыханов.
- Ержан Хозеевич, прошел уже год с того времени, когда в конце июня 2011 года Казахстан, приняв в Астане 38-ю сессию Совета министров иностранных дел, возглавил Организацию Исламского Сотрудничества. Это дает возможность для подведения определенных итогов. Не могли бы Вы рассказать нашим читателям о том, каковы основные результаты нашей деятельности на этом посту? - Председательство Казахстана пришлось на переломный период в современной истории, время радикальных политических и социально-экономических преобразований в исламском мире. Не случайно, что год назад, на открытии 38-й сессии СМИД ОИС Президент Н.Назарбаев выступил с идеей о необходимости социально-экономической и политической модернизации исламского общества в целях выхода из возникшего финансово-экономического кризиса. Главой государства был выдвинут целый ряд масштабных инициатив по созданию диалоговой площадки группы ведущих десяти экономик стран мусульманского сообщества, фонда поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, системы продовольственной взаимопомощи в рамках ОИС и других.
Модернизационный посыл Казахстана нашел живой отклик среди государств-членов и институтов Организации. Исламский банк развития включил реализацию указанных экономических инициатив в стратегию странового партнерства с Казахстаном на ближайшие годы. Получена принципиальная поддержка инициативы о создании Фонда продовольственной взаимопомощи со штаб-квартирой в Астане. Достигнуты практические результаты в области модернизации деятельности ОИС. Именно в Астане было принято историческое решение о переименовании Организации Исламская Конференция в Организацию Исламского Сотрудничества, что стало свидетельством ее трансформации в более эффективное международное объединение. Заключена договоренность о повышении интенсивности встреч на уровне глав государств-членов ОИС.
Нашел свое решение и такой важный вопрос, как создание Постоянной независимой комиссии по правам человека ОИС с утверждением Устава и критериев ее деятельности. По мнению экспертов, это весьма значительное событие в контексте ребрендинга ОИС, а также укрепления институциональных основ гражданского общества в мусульманских странах.
Астанинская декларация 38-ой сессии Совета министров иностранных дел ОИС, по сути, стала качественно новым программным документом Организации, направленным на всеобъемлющую модернизацию.
Таким образом, в числе главных активов нашего председательства - придание мощного импульса социально-экономическому и политическому обновлению исламского общества.
В фокусе казахстанского председательства находились вопросы развития ситуации в Ливии, Сирии, преодоления гуманитарной катастрофы в Сомали. В частности, в результате широкомасштабной кампании, проведенной под эгидой казахстанского председательства, государствами-членами ОИС собрано свыше 500 миллионов долларов США.
Казахстан внес значительный вклад в дело мобилизации международной поддержки устремлениям народа Палестины по признанию своей государственности и созданию независимого Палестинского государства в границах 1967 года.
Последовательное председательство в двух крупнейших международных организациях - ОБСЕ и ОИС, - дало нам также уникальную возможность внести свой вклад в развитие межцивилизационных связей и выступить в качестве моста между Западом и мусульманским миром.
- Какие мероприятия были проведены в рамках казахстанского председательства? - Назову только наиболее крупные. Наряду с 38-м СМИД ОИС, ставшим главной встречей исламского мира в минувшем году, нами проведены в Астане такие крупные мероприятия, как: 7-й Всемирный Исламский экономический форум; 3-я Исламская конференция министров здравоохранения; 4-я Исламская конференция министров охраны окружающей среды. Были также проведены заседания Исполнительного комитета ОИС: в Стамбуле 17 августа 2011 года - по Сомали; в Нью-Йорке 23 сентября 2011года - по Ливии; и в Джидде 30 ноября 2011 года - по Сирии; заседание в формате ОИС-ЕС; Координационная встреча глав МИД в рамках Генеральной Ассамблеи ООН. Кроме того, по просьбе государств-членов и Генерального секретариата ОИС, представители Казахстана участвовали в составе наблюдательных миссий Организации на парламентских выборах в Тунисе и Алжире, президентских - в Кыргызстане.
За организацией каждого из этих мероприятий стоит напряженная и слаженная работа нескольких министерств и ведомств, и я хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить моих коллег - руководителей государственных органов, - за тот дух сотрудничества, который присутствует в нашей совместной работе.
- Как оценивается председательство Казахстана в Организации? - Активные действия и взвешенная позиция Казахстана по актуальным вопросам получают высокую оценку наших партнеров. Примечательно, что, несмотря на то, что наше председательство должно было завершиться в июне этого года в Джибути, в силу определенных обстоятельств Организация попросила Казахстан продолжить работу до середины ноября 2012 года. Более того, по результатам нашего председательства Секретариат ОИС вышел с предложением о размещении в Казахстане одного из пяти региональных центров Организации. Это высокая практическая оценка нашей деятельности и свидетельство того доверия, которое Казахстан заслужил в исламском мире своей работой на посту председателя. В связи с этим мне доставляет удовольствие привести слова Генерального секретаря ОИС Экмеледдина Ихсаноглу о том, что «харизматичное председательство Казахстана в СМИД ОИС значительно подняло планку председательства в СМИД ОИС и служит достойным ориентиром для будущих председателей из числа государств-членов Организации».
- События в Северной Африке и на Ближнем Востоке совпали с председательством Казахстана в СМИД ОИС. Так называемая «Арабская весна» стала причиной радикальной смены политической элиты в ряде государств-членов Организации и причиной нестабильности в этих регионах. Как эти события отразились на приоритетах председательства, и какие были предприняты действия?
- Конечно, события в Северной Африке и на Ближнем Востоке, т.н. «Арабская весна», внесли определенные коррективы в приоритеты нашего председательства в ОИС. Вместе с тем, эти события не стали для нас чем-то неожиданным. В период подготовки к председательству мы, в целом, предусматривали возможные сценарии развития событий в указанных регионах, их причины и последствия. В связи с разрешением ливийского кризиса, наше основное внимание было приковано к драматичному развитию ситуации в Сирии.
Наши усилия в рамках ОИС способствовали формулированию общих подходов государств-членов, поддержке усилий сторон по прекращению кровопролития и реализации Плана К.Аннана, осуществлению гуманитарной помощи сирийскому народу. Однако события продолжают развиваться по негативному сценарию. Думаю, для людей, которые держат руку на пульсе международных событий на Ближнем Востоке, не является секретом, что позиции государств-членов ОИС в сирийском вопросе заметно различаются. Так, некоторые страны считали необходимым принятие мер в отношении официального Дамаска, вплоть до исключения Сирии из ОИС, даже на начальном этапе конфликта, как это произошло в рамках Лиги арабских государств.
В целом, можно сказать, что председательство в СМИД ОИС в это непростое время стало серьезным вызовом для нашей многосторонней дипломатии. В сирийском вопросе поставлены на карту интересы многих региональных и мировых держав, и наша страна, как председатель, испытывала определенное давление. Казахстан в этих условиях проявил себя, как независимый брокер, который не преследует личных целей и не идет на поводу у других. Не будет преувеличением сказать, что наша принципиальная позиция в качестве председателя, направленная на сохранение взвешенного и сбалансированного подхода при рассмотрении ситуации в Сирии, и огромная работа, проделанная Казахстаном на данном направлении, позволили избежать раскола в Организации.
- Рядового казахстанца, пожалуй, в первую очередь заботит: какие выгоды председательство принесло нашей стране; для чего проводились дорогостоящие мероприятия и зачем Казахстану все это бремя председательства? - Министерство иностранных дел, принимая решения о проведении в Казахстане международных мероприятий такого уровня, прежде всего, исходит из политической и экономической целесообразности их организации, высоких результатов и ожидаемого эффекта. И это касается не только периода председательства в ОИС, но и любых значимых международных форумов.
Теперь о выгодах председательства. Они есть, и они многогранны. Организация Исламского Сотрудничества была создана в 1969 году и является второй крупнейшей международной организацией после ООН по числу участников, географическому охвату и сети специализированных структур. Казахстан, став полноправным членом ОИС в 1995 году, всего через полтора десятилетия, при единодушной поддержке всех участников возглавил Организацию, объединяющую 57 государств-членов с общим населением около 1,5 миллиарда человек.
Полагаю, это - само по себе, историческое достижение для нашей страны. Более того, это в определенной степени долг молодого, но уже состоявшегося государства - поделиться своим позитивным опытом развития, протянуть руку помощи тем, кто еще в самом начале этого пути. В политическом плане ОИС дает возможность сделать голос Казахстана более «громким», отстоять и продвинуть свою внешнеполитическую позицию мощью целого конгломерата государств.
Ярким примером практического взаимодействия является сотрудничество со специализированным институтом ОИС - Исламским банком развития. Общий портфель ИБР в Казахстане составляет порядка 700 миллионов долларов США. Принятие обновленной Стратегии странового партнерства между ИБР и Правительством Казахстана выведет наше сотрудничество на качественно новый уровень, позволив значительно увеличить инвестиции одного из крупнейших мировых финансовых институтов в казахстанскую экономику.
В рамках председательства впервые был принят План действий ОИС по сотрудничеству с Центральной Азией на 2011-2015 годы. Это конкретный план по развитию всестороннего сотрудничества в регионе, имеющий за собой точно определенные сроки и финансовые ресурсы. В число приоритетных направлений Плана включены такие актуальные проблемы, как: улучшение условий торговли и инвестиционной привлекательности; повышение продовольственной безопасности; развитие региональных транспортных артерий; региональное сотрудничество по борьбе с опасными заболеваниями; борьба с организованной преступностью, наркотрафиком и нелегальной миграцией.
Мощным импульсом к расширению культурных связей призвано стать объявление в 2015 году Алматы «Столицей исламской культуры».
Если в 2010 году, в рамках председательства в ОБСЕ, мы приковали к себе внимание Запада, то председательством в ОИС мы фактически заново открыли для себя огромный пласт нашей истории и цивилизационной сущности, возродили и вывели на новый уровень свои утраченные культурно-политические связи с исламским миром.
Весь комплекс проведенных в рамках председательства мероприятий уже дает осязаемые результаты для граждан нашей страны, способствуя расширению торговли с мусульманскими странами и приходу исламских инвесторов, привлечению финансовых ресурсов и внедрению исламского банкинга, увеличению потока туристов в нашу страну и взаимообогащению культур. И выгоды от сближения Казахстана с исламским миром будут ощущаться все явственней в долгосрочном периоде.
- Спасибо за беседу.
Автор: Мейрамбек Байгарин
Источник:
Kazinform.kz