Совет сотрудничества Залива, Совет сотрудничества государств Персидского Залива, Совет сотрудничества арабских государств Персидского Залива – все это названия объединения 6 арабских стран Персидского Залива: Королевство Саудовская Аравия, Королевство Бахрейн, Катар, Кувейт, Султанат Оман и Объединенные Арабские Эмираты.
Представляя экономическую картину этого региона, обыватель зачастую думает, что экономика стран ССАГПЗ базируется исключительно на добыче природных ресурсов. Но это не так. Обладая колоссальными запасами нефти и газа, страны-члены ССАГПЗ последние два десятилетия усиленно развивали экономику, стараясь постепенно отходить от энергоориентированности и вместе с этим развивать другие сектора экономики. В данный момент только около 40% ВВП стран ССАГПЗ занимают доходы от нефтегазового сектора. Сегодня страны ССАГПЗ образуют крупный финансовый центр на Ближнем Востоке и, пожалуй, являются одним из наиболее перспективных направлений для иностранных инвестиций.
Средние темпы экономического роста арабских стран за последние два десятилетия составили от 3 до 6%. По данным исследования экспертов HSBC Group, в ближайшие десятилетия многие из арабских стран будут показывать рост экономики в среднем более 5% ежегодно, в то время как развитые страны ждет замедление темпов роста. Комбинированный финансовый рост экономики стран ССАГПЗ составил около 4% в 2012 году. По таким ключевым экономическим показателям как ВВП и доход на душу населения, страны ССАГПЗ существенно оторвались от остальных арабских стран.
Основным движущим фактором экономики этого региона является развитие инфраструктуры. По состоянию на сегодняшний день, суммарная оценка проектов инфраструктуры оценивается более чем в 500 млрд. долл. До 2020 года планируется увеличение объема инвестиций в инфраструктуру до 3 трлн. долл. На первом месте стоит развитие транспортной и грузовой логистики, развитие торговой индустрии, строительство крупных портов, аэропортов, транспортных хабов. Также важным направлением является развитие актуального для Ближнего Востока сектора водоочистки и опреснения.
Несмотря на наличие собственного крупного капитала, страны ССАГПЗ борются за привлечение иностранных инвестиций. Для улучшения инвестиционного климата реализуется множество инициатив: изменения в законодательстве, послабления в налогообложении, борьба с коррупцией, улучшение работы судебной системы, ориентированность на европейские стандарты прозрачности ведения бизнеса и защиты капитала, подписание соглашений о свободной торговле, об инвестировании, об избегании двойного налогообложения, разработка инвестиционных карт, поощрение проведения различных мероприятий, направленных на привлечение ПИИ.
Одной из ключевых инициатив является создание и развитие финансовых центров. Бесспорными лидерами здесь являются Бахрейн, отпраздновавший в 2005 году 30-летие создания оффшорного финансового центра, и Объединенные Арабские Эмираты. В сентябре 2004 г. было объявлено об образовании Международного финансового центра в Дубае. В 2005 г. была создана Дубайская международная финансовая биржа (DIFX). В 2005 г. был создан Финансовый центр в Катаре и начало функционировать Управление Финансовым центром Катара, главной задачей которого является повышение капитализации рынка и создание в стране финансовой структуры, способной обслуживать динамично развивающуюся экономику. Кувейт обладает развитым рынком капитала и является одним из центров инвестиционной деятельности. Фондовая биржа Саудовской Аравии входит в двадцатку наиболее развитых фондовых бирж мира.
Также в странах ССАГПЗ развивается институт специальных экономических зон (СЭЗ). За последние годы были созданы десятки новых СЭЗ, которые сразу же стали популярными и начали привлекать иностранные инвестиции. СЭЗ Ближнего Востока доминируют в рейтинге Global Free Zone of the Future 2012/13 с 23 местами из 50 зон. Из них 14 в ОАЭ. Первое место занимает Dubai Airport Free Zone, второе – Dubai International Financial Centre, четвертое – DuBiotech, десятое – Dubai Media City. Подобный успех СЭЗ обусловлен либерализацией управления, прозрачностью, отменой бюрократических процедур, легкостью логистики и развитой инфраструктурой.
Приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в регион в 2012 году составил 27,9 млрд. долларов (показав рост на 13,8% с 24,5 миллиардов в 2011 году).
В 2009 году Дубай был впервые классифицирован как главный город для прямых иностранных инвестиций в специальном докладе, опубликованном Financial Times, опередив Лондон и Шанхай. ОАЭ продолжает лидировать на Ближнем Востоке и Северной Африке по количеству реализованных инвестиционных проектов – около 50% от общего числа инвестиционных проектов региона (291 проект в 2012 году). А по притоку ПИИ лидирует Саудовская Аравия, капиталовложения сюда в 2012 году составили 13,7 миллиардов долларов. Количество инвестиционных проектов в 2012 году – 107. Оман – 73 проекта, Катар – 54 проекта, Бахрейн – 37 проектов.
Перспективы притока ПИИ в регион ССАГПЗ по данным UNCTAD пока негативные - эксперты предполагают, что объем инвестиций в ближайшие годы продолжит падать. Это связано со стагнацией мировой экономики. В долгосрочной перспективе, наоборот, регион может привлечь большой объем ПИИ. В основном за счет своего нефтегазового сектора и смежных с ним отраслей.
В последние годы все отчетливее прослеживается стремление государств Персидского Залива укреплять и развивать торгово-экономические, в том числе инвестиционные, отношения с быстро растущими экономиками Азии (Китай, Индия), усиливать взаимодействие в Латинской Америке, наращивать сотрудничество с государствами Евразии.
Российские инвесторы в связи со стагнацией мировой экономики могут обратить внимание на привлекательность ССАГПЗ для капиталовложения. Прежде всего, в нефтегазовый сектор, который обладает большими перспективами роста. А также в офшорную инфраструктуру и высокотехнологичные компании. Быстрорастущий сектор возобновляемых источников энергии также является одним из перспективных направлением для вложения инвестиций.
Хотя это и не является темой рассматриваемой в настоящем обзоре, хотелось бы отметить, что инвестиционный потенциал арабских стран Персидского залива также весьма привлекателен для многих государств. По различным оценкам он колеблется в районе триллиона долларов США. Однако Россия пока остается в стороне от распределения крупных арабских вложений. В то же время представляется, что в условиях глобального экономического кризиса и поиска путей выхода из него, а также постепенной трансформации модели вывоза капитала арабскими государствами, существует объективная возможность к расширению инвестиционного сотрудничества России с арабскими государствами Персидского залива.
Источник:
islamrf.ru Юлия Джабер