Исламские финансы зачастую бывают неправильно поняты, но их базовые принципы могут стать основой устойчивой, сбалансированной и самодостаточной глобальной экономики.
Есть ли место этике и морали в глобальной экономике? Должны ли мы и дальше рассчитывать на незначительные изменения в финансовом законодательстве со стороны правительств, или же действительно существует надежный аргумент в пользу того, что требуется коренная реформа – революция в капитализме?
Известный антрополог и один из основателей движения «Оккупируем Уолл-Стрит» Дэвид Грэбер (David Graeber) считает, наряду с растущим числом представителей интеллигенции, что мировая зависимость от современной банковской системы возымела катастрофическое влияние на общество - привела к растущему разрыву между богатыми и бедными, увеличению числа разновидностей долговой кабалы и пропаганде идеи о том, что расширение кредитования является признаком прогресса человечества.
Другие ученые поддерживают мысль о том, что мейнстримовые экономисты, банкиры и политики зачастую концентрируются на симптомах и не пытаются поставить под сомнение саму монетарную систему. Если у банков появляются полномочия для создания денег и выдачи кредитов, то бесконтрольная экспансия кредитования может привести к «плохим» инвестициям, как стало ясно за последние годы.
В добавление к этому, печатание денег центральными банками для вытягивания финансовой системы из кризиса лишь поощряет эти банки на принятие еще больших рисков. Это и есть концепция риска недобросовестности – прибыль приватизируется, а убытки перекладываются на общество.
Даже наши критерии прогресса человечества с фундаментальной точки зрения вызывают нарекания. ВВП – универсальная мера экономического выпуска – не отражает уровня грамотности, разводов или суицида. ВВП не учитывает наше воздействие на окружающую среду. Иными словами, этот показатель отражает культуру современной корпорации – инструмента, устраняющего все моральные установки и стремящегося лишь к достижению прибыли.
С логической точки зрения невозможно создать вечный двигатель на планете с ограниченными ресурсами. Лидеры интеллигенции, такие как известный исламский ученый и муфтий Таки Усмани, утверждают, что у исламской экономической теории могут быть ответы на запутанную дилемму о балансе между свободным рынком и защитой наиболее уязвимых.
В наше время, пока исламский мир сталкивается с кризисом идентичности, исламские финансы остаются редким мостом между двумя культурами. В прошлом году Дэвид Кэмерон объявил о том, что Лондон станет одной из мировых столиц исламских финансов, и вскоре на мировых рынках были выпущены государственные исламские облигации Великобритании.
Неисламские обозреватели характеризуют эту отрасль как «банкинг без процентов», но фундаментальным фактором различий здесь выступает сама природа денег – в исламской экономической теории деньги являются лишь средством обмена, а не товаром, которым можно торговать. У денег нет внутренней стоимости. Финансовые сделки должны иметь под собой основу в реальной экономике.
Покупаться и продаваться должны реальные активы, а не неосязаемые бумажки, такие как злосчастные деривативы, обанкротившие Northern Rock и Lehman Brothers.
Но в полной ли мере идеалы исламских финансов отразились на этой отрасли? По-моему, нет. Зачастую упор делается на букву закона, а не на дух и идею закона. Христианские финансисты в средние века разработали изощренные виды контрактов, чтобы обойти церковный запрет на ростовщичество, но не пытаются ли современные исламские финансы заниматься тем же самым?
Индустрию ждет поворотный пункт. В следующие несколько лет станет ясно, пойдет ли история исламских финансов по пути средневековых европейских финансов, или же ее революционные идеалы могут привнести в мир нечто действительно ценное.
Источник: MuslimEco.ru