Своим мнением о перспективах исламской экономической системы в России делится доцент экономического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации Магомет Яндиев.
В 2014 году в России резко возрос интерес к исламским финансам. Сложилось понимание того, что эта индустрия может быть полезна отечественной финансовой системе. Однако из-за слабого проникновения в Российскую Федерацию информации об особенностях этой формы финансовой деятельности актуальными становятся вопросы способа и этапов формирования в России индустрии исламских финансов. Также предстоит дать официальное название этой отрасли.
Что нужно иметь в виду? Сложившаяся напряжённая обстановка в мире обусловила действие серьёзных политических факторов, которые могут помешать развитию отношений между Российской Федерацией и некоторыми арабскими странами и таким образом ограничить поступление исламских инвестиций. Среди них:
- позиция Российской Федерации по Сирии, не соответствующая коллективной позиции Организации исламского сотрудничества (ОИС), объединяющей около 60 государств мира. На пике конфликта с Сирией ОИС исключила её из своих рядов;
- позиция России по Ирану, являющемуся в определённой степени антагонистом стран Персидского залива — лидеров в области исламских фингансов. Например, Иран фактически не признаёт существования такого значимого в индустрии ИФ государства, как Бахрейн;
- крушение Boeing малазийских авиалиний на территории Украины;
- западные санкции против Российской Федерации. Многие исламские инвесторы имеют западных партнёров, и многие исламские финансовые продукты регулируются английским или американским правом, поэтому имеется риск того, что российские контрпартнёры на всякий случай, даже там, где не надо, будут перестраховываться.
Что на кону? Золотовалютные резервы стран ОИС составляют примерно 2 трлн. долларов (половина из них приходится на Саудовскую Аравию), стоимость активов суверенных фондов – 2,1 трлн долларов. В порядке диверсификации часть этих средств (по самой скромной оценке, 1-3%, или около 100 млрд. долларов) может быть вложена в российские суверенные сукук. Для сравнения: в настоящее время РФ в среднем за год размещает еврооблигаций на сумму не более 10 млрд. долларов.
При этом объём средств, которые частные инвесторы из стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии готовы вложить в исламские финансовые инструменты, оценивается в 400-500 млрд долларов. Из них лимит для Российской Федерации может быть установлен оценочно до 10%.
Таким образом, потенциальные инвестиции в Россию могут составить 150 млрд долларов.
Как получить инвестиции? Чтобы реализовать этот план, необходимо решить сложную, многоэтапную и явно многолетнюю задачу – построить в Российской Федерации индустрию исламских финансов и обеспечить защиту прав исламских инвесторов.
Ошибкой будет полагать, что достичь этой цели можно некоторыми изменениями действующего законодательства. Речь идёт о создании фактически совершенно новой финансовой системы, параллельной ныне существующей традиционной.
Что мешает? Существует целый ряд факторов, которые могут затруднить этот процесс:
• исламофобия – несмотря на отсутствие достоверной статистики, этот фактор, возможно, является важнейшим из политических;
• низкая финансовая грамотность населения, в том числе потенциальных отечественных потребителей исламских финансовых услуг;
• полное отсутствие специалистов по исламским финансам среди как профучастников, так и финансовых властей;
• отсутствие в Российской Федерации собственных шариатских экспертов мирового уровня, что вынудит россиян обращаться к иностранным специалистам;
• отсутствие осознанного спроса на исламские финансовые продукты даже со стороны исламской части населения Российской Федерации.
Вместе с тем эти проблемы решаемы. Вопрос только в том, какими должны быть структура индустрии и форма управления ею. Но вначале следует ответить на вопрос, что именно мы хотим:
- создать российским мусульманам соответствующие их религии условия? Вряд ли. В России есть ряд традиционных конфессий, и у государства нет оснований для преференций одной из них;
- принять законодательство, позволяющее открывать исламские банки как один из вариантов ведения бизнеса? Возможно. Но в условиях минимального спроса на исламские финансовые услуги кто возьмёт на себя крупные финансовые затраты без обозримых сроков их возврата? В Казахстане, например, финансирует арабский учредитель местного исламского банка «Аль Хиляль». За решением создания этого банка стоял расчёт, не столько финансовый, сколько политический: по некоторым данным, решение об открытии банка принималось по личной просьбе президента республики Нурсултана Назарбаева;
- привлечь инвестиции для поддержания федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, крупных компаний, банков и госкорпораций? Несомненно, да. Из-за западных санкций доступ на финансовые рынки Запада приостановлен, и российской финансовой системе предстоит переориентироваться на Восток.
Таким образом, создание этой сложной, дорогостоящей индустрии необходимо в первую очередь для замещения западных денег. Этот факт – лучший аргумент для всех сомневающихся и тех, кто, возможно, будет против. Ещё год назад исламские финансы были не актуальны для российской финансовой системы. Сейчас индустрия исламских финансов может частично решить эту крупную народнохозяйственную проблему.
Базовая развилка Прежде всего следует выбрать модель исламских финансов. В настоящее время в мире сложились две модели: «консервативная» – ориентированная на строгое соблюдение требований шариата (Саудовская Аравия, Бахрейн и др.) и «облегчённая» – ограничивающаяся использованием внешних, формальных признаков исламских финансов (Малайзия, Великобритания и др.).
Проще всего выбрать второй путь: дешевле, быстрее, проще как в политическом, так и в организационном плане. Однако по мере роста своего образовательного уровня в области финансов граждане всё чаще и чаще задаются вопросами внутреннего содержания предлагаемых им финансовых продуктов. Осознание того, что исламские продукты мало чем отличаются от традиционных, вызовет у них ощущение обмана и, соответственно, отторжение.
Чего не достаёт? Основные недостатки современной Российской Федерации с точки зрения индустрии исламских финансов можно сформулировать следующим образом:
• отсутствие института защиты прав исламских инвесторов – специфика исламских финансов предполагает и специфику в части юридической защиты таких инвестиций. Необходимо юридическое признание факта существования исламских финансов, т.е. допустимость непроцентного финансирования (запрет на дачу денег в долг под проценты), а также определить место и роль шариатских советов в инвестиционном процессе;
• двойное налогообложение исламских финансовых продуктов и необходимость уточнения бухгалтерского учёта;
• мифы и предубеждения. Эта проблема может быть решена в рамках программ повышения финансовой грамотности населения, а также официального включения в образовательные стандарты учебных заведений учебных программ по исламским финансам;
• отсутствие личной поддержки первого лица страны. Мировая практика показывает, что кардинальное преобразование части финансовой системы страны возможно только вследствие регулярного участия в этом процессе главы государства. Для России это особенно актуально.
А что есть? Несмотря на отсутствие благоприятных условий для развития в России исламских финансов, и в первую очередь законодательных, усилиями небезразличных к этой теме лиц накоплен существенный опыт предоставления исламских финансовых услуг. Причём строго в рамках действующего законодательства. Речь идёт о привлечении средств населения на вклады, предоставлении потребительских кредитов, выпуске дебетовых банковских карт, об эмиссии паёв паевых инвестиционных фондов, оказании страховых услуг.
География – Москва, Нижний Новгород, Казань, Махачкала и др. Есть опыт позитивный, есть – негативный, но ни одного случая административного запрета или преследования со стороны государства не зафиксировано. Кроме того, экономическая база исламских финансов – индустрия халяльных продуктов – в России уже сформировалась и весьма успешно развивается.
Особо следует выделить уникальный для условий России опыт Национального рейтингового агентства (НРА), которое при поддержке Совета муфтиев России и Российской ассоциации экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ) запустило в прошлом году проект по оценке соответствия компаний требованиям шариата и присвоению им соответствующих рейтингов. Это, безусловно, большой шаг вперёд в деле формирования инфраструктуры исламских финансов.
По состоянию на конец 2014 года рейтинг был присвоен 7 компаниям, в том числе компании «ЛяРиба-Финанс»; рейтинг ещё одной компании находится на рассмотрении, одному банку отказано. Наличие такого рейтинга облегчает компании установление деловых контактов с исламскими инвесторами.
Логическим продолжением этого проекта стало подписание НРА Меморандума о взаимопонимании с Исламским международным рейтинговым агентством (Islamic International Rating Agency – IIRA) со штаб-квартирой в Бахрейне. Это первый в современной истории России договор с рейтинговым агентством арабского мира, который наглядно подтверждает интерес арабских инвесторов к России, а также их уверенность в перспективах развития в России индустрии исламских финансов. Целью подписанного документа является совместное предоставление в странах СНГ услуг по присвоению рейтингов как отдельным исламским финансовым продуктам, например, выпускам суверенных облигаций, так и исламским финансовым институтам в целом.
Тем временем… Республика Казахстан, имеющая опыт в области исламских финансов, создала и успешно развивает Региональный финансовый центр в Алматы, одной из косвенных целей которого является распространение своего влияния на часть Российской Федерации.
Ряд российских регионов тяготеют к Алмате и даже готовы перенести туда свою финансовую активность в области исламских финансов. При этом отметим, что Национальный Банк Республики Казахстан будет финансовым регулятором недавно созданного блока – Евразийского экономического союза. Это может дать ему определённые преимущества перед Москвой. К тому же Казахстан не стоит на месте, а развивается. Так, относительно недавно Национальный банк Казахстана публично признал необходимость кардинального пересмотра своего законодательства по исламским финансам и заявил о планах по выпуску суверенных сукук (исламский аналог облигаций). Всё это нормальная конкуренция. Главное для России – не упустить свой шанс.
Цель – замещение западного финансирования Наиболее подходящие инструменты для замещения западного кредитования и одновременно наиболее простые для внедрения – это облигации сукук. Методически это важно начать именно с сукук, пусть и на зарубежных площадках, с расчётом потом перейти на Московскую биржу. Накопив опыт взаимодействия с исламскими инвесторами, профессионально подготовив финансового регулятора и отечественных профучастников, можно переходить ко второму этапу – созданию условий для организации IPO частных компаний. И лишь потом, на третьем этапе, можно будет поднимать вопрос о предоставлении законодательных условий для развития исламских банков и других финансовых институтов, нацеленных на работу с отечественными юридическими и, что особенно важно, с физическими лицами. Причём работа с населением (розничные продажи) – это должен быть самый последний, как самый сложный в плане организации этап.
В настоящее время в экспертной среде рассматривается вопрос, должен ли это быть один всеобъемлющий закон, формирующий новое финансовое пространство для индустрии исламских финансов, или же необходимо в каждый федеральный закон, так или иначе касающийся финансов, вносить соответствующие изменения. Однозначный ответ дать сложно, но всё же представляется, что прежде чем писать законодательство, следует составить полный список исламских финансовых продуктов, которые теоретически могут быть предложены отечественным и зарубежным потребителям. Затем выработать предложения по внесению изменений в действующее законодательство. И только потом, оценив масштаб изменений, принимать окончательное решение.
Роль органов власти Минфину России было бы целесообразно подать пример всей стране и приступить к регулярной эмиссии федеральных сукук. Этот почин следует поддержать администрациям субъектов Федерации, в первую очередь правительству Республики Татарстан, как региона, наиболее известного на Востоке.
Для продвижения федеральных и региональных сукук, особенно в части их реализации суверенным фондам арабских стран, необходимо участие Министерства иностранных дел.
Центральному банку, как единственному финансовому регулятору, было бы уместно создать в своей структуре специальное подразделение, ориентированное на работу с исламскими финансовыми институтами, методическую их поддержку, контроль над их деятельностью, лицензирование и пр.
Ещё один орган власти, призванный сыграть важную роль в становлении исламских финансов в России, – это Федеральная налоговая служба, на плечи которой ляжет вся тяжесть методической корректировки нормативных документов по налогообложению.
Наконец самое главное: желательно создание специальной Межведомственной комиссии под руководством Президента России, которая возьмёт на себя координацию разных органов власти и ответственность за формирование отрасли в целом.
Серьёзная подвижка в вопросе участия органов власти уже есть: в конце 2014 года под руководством заместителя председателя Совета Федерации сенатора Ильяса Умаханова сформирована рабочая группа по долевому финансированию, которая может стать мощным катализатором процесса построения индустрии исламских финансов в России.
Как лодку назовёте… Ещё один вопрос, актуальный для экспертов по исламским финансам, – это вопрос названия отрасли. Наравне с названием «исламские финансы» есть и альтернативный вариант – «индустрия долевого финансирования». Сторонники последнего приводят аргумент в пользу того, что это название нейтрально по отношению к какой-либо религии и поэтому больше подходит многоконфессиональной стране. Тем более что интерес к неростовщическому бизнесу проявляют представители и православной, и иудейской религии.
Источник: журнал
«Рынок ценных бумаг»