«Наполняйте меру полностью и не будьте одними из тех, кто наносит урон. Взвешивайте на точных весах. Не убавляйте людям того, что им причитается, и не творите на земле зла, распространяя нечестие».
(Коран 26: 181 – 183, перевод Э.Кулиева)
Если Вы оказались на данной странице, значит Вы считаете тему исламских финансов актуальной и интересной, что доказывает вашу эрудированность и дальновидность. В данной рубрике мы постепенно будем знакомиться с исламскими финансами на доступном языке.
Важно понимать, что за исламской финансовой системой стоит система этическая, в основе которой лежит принцип справедливости и разделения рисков между участниками, где все стороны готовы взять на себя одинаковую ответственность. Этическая система финансирования, основанная на вероисповедании, на взаимном уважении сторон по сделке, соблюдении принципов честности и открытости договора. Исламские финансовые инструменты могут дополнять существующую традиционную финансовую систему. А значит, необходимо осуществлять повышение финансовой грамотности населения в отношении принципов функционирования рынка исламских финансов.
Исламская финансовая система в сравнении с традиционной западной системой весьма специфична и имеет ряд отличительных особенностей, продиктованных требованиями исламского права – Шариата, источниками которого служат Коран и Сунна (высказывания и действия Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует).
Концепции исламских финансов сотни лет, современная версия развивалась последними поколениями для удовлетворения нужд тех, кто хочет инвестировать, не преступая своих религиозных убеждений. И, помимо моральных стимулов, она приносит настоящие деньги. За последние тридцать лет активы шариатского сектора выросли до 1,6 триллиона долларов, по данным Global Islamic Financial Review.
Несмотря на то, что в самом Коране нет таких понятий, как исламская экономика, исламский банкинг, либо исламское страхование, тем не менее, все эти явления берут свое начало из постулатов, которые несет в себе эта священная книга мусульман.
В исламе вопросы экономических взаимоотношений относятся к сфере муамалат (нормы поведения людей в их взаимоотношениях), в которой действует принцип «все, что не запрещено, разрешено». Поэтому для того, чтобы разобраться, каков взгляд ислама на экономическую жизнедеятельность человека, необходимо сначала узнать, какие действия относительно сферы хозяйствования и взаимоотношений людей вообще в исламе запрещены. Затем нужно узнать, что является предписанным и поощряемым. Во всем остальном, следовательно, человек свободен поступать так, как считает правильным.
Исламская финансовая система имеет четкую социальную направленность, предполагает основную цель развития экономики – обеспечение социальной справедливости при распределении результатов хозяйственной деятельности. Средством для достижения этой цели являются развитие реального сектора экономики и социально-экономический прогресс.
Ислам не отрицает рыночные силы и рыночную экономику. Даже стимул к получению выгоды приемлем в разумных пределах. Частная собственность не отрицается полностью. Тем не менее, основное различие между капиталистической и исламской экономикой заключается в том, что в светской системе стимул к получению выгоды или частной собственности дал необузданный потенциал для принятия экономических решений. Нездоровые человеческие инстинкты эксплуатируются для получения денег с помощью аморальных и вредных продуктов. Необузданное получение прибыли создает монополии, которые парализуют рыночные силы или, по крайней мере, мешают их естественному функционированию. Таким образом, капиталистическая экономика, которая утверждает, что основана на рыночных силах, практически останавливает естественный процесс спроса и предложения, потому что эти силы могут правильно работать только в атмосфере свободной конкуренции, а не монополии.
Одной из наиболее важных характерных черт исламского финансирования является то, что это финансирование на основе реальных активов. Обычные капиталистические концепции финансов заключаются в том, что банки и финансовые учреждения продают и покупают только деньги и монетарные обязательства. Ислам, с другой стороны, не признает деньги в качестве предмета торговли. Деньги не имеют никакой собственной ценности, это лишь средство обмена, это денежный эквивалент товара или услуги. Прибыль образуется, когда нечто, имеющее собственную ценность, продаётся за деньги или, когда различные валюты обмениваются одна на другую. Прибыль, полученная в результате кредитно-долговой операции с деньгами (в той же валюте) или с бумагами, заменяющими их, представляет собой денежную добавленную стоимость, следовательно, является запретной. Таким образом, в отличие от обычных финансовых учреждений, альтернативное финансирование всегда основывается на реальных активах, в процессе купли-продажи которых образуется реальная добавленная стоимость.
После признания частной собственности, стимула к получению прибыли и рыночных сил Ислам поставил определенные морально-этические ограничения на экономическую деятельность. Запрет на риба (ростовщичество), азартные игры, чрезмерное накопление, коммерческие операции с незаконным товаром или услугами, короткие продажи и спекулятивные операции – вот некоторые примеры этих Божественных ограничений.
Каждый вид финансирования в этической системе создает реальную добавленную стоимость. Обычные межбанковские кредиты создают дополнительную денежную массу, которая умножается вне реального товарооборота меньшего объема. Этот разрыв между денежной массой и реальным сектором усиливает инфляцию, за счет взаимного дисбаланса денежные единицы девальвируются, что автоматически влияет на рост цен на сырье и услуги, выражаемых во все более дешевеющих «товарах», а именно, бумажных необеспеченных деньгах.
Для подготовки материалов были использованы:
- Учебное пособие «Основы этических (исламских финансов) Е.А.Байдаулет, 2014 «Исламские финансы и банковская система. Философия, принципы и практика».
- Судин Харон, Ван Нурсофиза Ван Азми, 2012
В следующем выпуске мы рассмотрим историю развития исламского финансирования. Мы открыты к вашим вопросам и предложениям.