История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Цицерон
На Западе коммерческие банки появились не так уж давно – вместе с зарождением индустрии, а эта цивилизационная ступень была освоена около 250 лет назад. Промышленная революция характеризовалась невероятным увеличением количества промышленников, торговцев и других предпринимателей, которые стремились расширять свой бизнес и создавать различного рода предприятия, хотя своих денег было недостаточно. Возникла необходимость доступа к сторонним источникам финансирования. Это и явилось основанием для формирования коммерческих банков, которые вскоре превратились в необходимый инструмент существования финансовой и промышленной системы. Существует не лишенное оснований мнение, что становление западной банковской системы происходило без учета христианских морально-этических норм.
Уже в ранней стадии исламской истории мусульмане были в состоянии установить безпроцентную финансовую систему для мобилизации ресурсов в целях обеспечения производства и потребностей потребителя. Система работала весьма эффективно во время расцвета исламской цивилизации и в течение многих последующих столетий. Исламские способы финансирования были в состоянии мобилизовать «весь бассейн денежно-кредитных ресурсов средневекового исламского мира» для финансирования сельского хозяйство, ремесленничества, производства и торговли в дальних странах. Они использовались не только мусульманами, но также евреями и христианами до такой степени, что притеснили процентные ссуды и другие ростовщические методы. Финансисты были известны в ранней мусульманской истории как саффафы. Ко времени аббасидского калифа ал-Муктадир (295-320Х/908-932 н.э.) саффафы уже начали выполнять большинство основных функций современных банков. Они имели свои собственные рынки в чем-то схожие с Уолл Стрит в Нью-Йорке и Ломбардной улицей в Лондоне, и выполняли все банковские операции, потребности торговли, промышленности и сельского хозяйства в пределах технологических ограничений свойственных той среде и времени.
Возможность мобилизовать финансовые ресурсы, наряду с некоторыми другими экономическими и политическими факторами, обеспечила большой рост торговли, которая процветала от Марокко и Испании – на западе, до Индии и Китая – на востоке, Средней Азии – на севере и Африки – на юге.
История исламской банковской системы в том виде, в котором мы ее знаем, начала развиваться во второй половине прошлого столетия. Успешное развитие исламской банковской системы можно считать с создания египетского сберегательного банка Mit Ghamr, а также Лембага Табун Хадж в Малайзии в 1963 году. Расположенный в дельте Нила, сберегательный банк Мит Гамбр, предоставлял банковские услуги, такие как сберегательные счета, долевое участие в акционерном капитале, прямые инвестиции и социальные услуги. Помимо того, что данный банк помогал защищать потребителей от ростовщиков, Мит Гамбр также был способен вселить чувство сопричастности среди своих потребителей. Данный фактор содействовал успеху банка. Однако, неспокойная политическая ситуация неблагоприятно сказалась на деятельности банка. Во второй половине 1967 года работу банка приняли на себя Национальный банк Египта и Центральный банк. Одним из наиболее важнейших вкладов в историю исламского банкинга явилось то, что Мит Гамбр доказал обществу, что существует альтернатива традиционной банковской системе.
Малайзия, первая страна, взявшая на себя инициативу системного исследования вопроса о построении современной финансовой модели, соответствующей принципам Шариата, и по сей день занимает лидирующие позиции на рынке исламских финансовых инструментов. Уже в 1963 году результатом данных исследований явилось учреждение в Малайзии Фонда паломников (Pilgrims Fund Board, Lembaga Tabung Haji), который взял на себя функции управляющей компании для совместных инвестиций.
Лембага Табун Хадж (ТХ) – ведущий финансовый институт Малайзии, был зарегистрирован в 1963 году. TХ имеет 50-летний опыт работы с депозитами, предоставлением услуг по паломничеству (хадж), финансовых операций и управлению инвестициями. Важность концепции создания данной организации была в предоставлении возможности мусульманам накопления сбережений в целях совершения обязательного паломничества, и в соответствии с Шариатом. От скромного начала: первичного штата сотрудников из 13 специалистов и управления сбережениями только лишь 5000 паломников в 1963 году. Сегодня, TХ эффективно управляет финансами более 26 тыс. паломников. На институциональное развитие всей индустрии в Малайзии, в целом, влияние оказал ее руководитель, Премьер-министр Махатхира Мохамада, который в начале 90х годов XX века через беспроцентный бюджетный займ предоставил всем желающим коммерческим банкам операционную возможность запуска исламских финансовых инструментов.
По-настоящему развитие глобальной индустрии началось в середине 1970-х годов. Межгосударственный Исламский Банк Развития был официально учрежден в октябре 1975 года; его основателями явились правительства 22-х стран. Одновременно с ИБР в 1975 году был зарегистрирован коммерческий Дубай Исламик банк. Всего, в период с 1970-х годов и начала 1980-х годов было создано 16 исламских финансовых институтов.
Практика исламских финансовых институтов показывают, что за последние три десятилетия, в данной области, достигнут значительный прогресс, прежде всего, в масштабе мировой экономики. Общие активы исламских банков в мире достигли 1 трлн. долл. США к концу 2015 года и годовой прирост более 16 %. Количество потребителей достигло 100 миллионов человек. И хотя по сравнению с обычным банкингом, доля альтернативного сектора выглядит довольно малой на данный момент, ведущие банковские корпорации, ощущая огромный потенциал в данной сфере, присоединяются к этому рынку.
Вместе с тем, финансовый кризис 2007-2009 гг. выявил ряд проблем мировой финансовой системы, который привел к рецессии мировой экономики. По возможности ограниченное регулирование рыночных отношений и достижение максимальной прибыльности, в связи с чем, в настоящее время в мире назрела острая необходимость создания эффективной финансовой системы, связанной исключительно с реальным сектором мировой экономики и обеспеченной реальными активами.
Будущее исламской финансовой системы будет зависеть от того, насколько она справится с целями и задачами в быстро меняющемся финансовом мире. Одним из основных факторов развития данной системы в современных условиях является способность исламских институтов эффективно управлять рисками, генерируемыми в процессе предоставления своих финансовых услуг. Дальнейшее развитие данной индустрии финансов зависит от ряда политических и экономических решений стран и крупных финансовых корпораций по оказанию этических (исламских) финансовых услуг и, в целом, трансформации общего экономического мировоззрения в пользу поддержки сокращающегося сегмента реальных товаров и услуг в рамках всей мировой экономики.
Для подготовки материалов были использованы:
Учебное пособие “Основы этических (исламских финансов)” Е.А.Байдаулет, 2014