В конце июня в столице Татарстана состоялся II Международный саммит исламского бизнеса и финансов, в преддверии которого прошел Пресаммит-семинар консалтинговых и юридических компаний. Об этих событиях, правовой поддержке мусульман, а также исламском бизнесе и его юридическом сопровождении в России "TatCenter.Ru" рассказал партнер Казанского юридического центра Тагир Назыров.
Тагир Шамилевич, как Вы оцениваете итоги недавно прошедшего Казанского саммита? Есть ли, на Ваш взгляд, необходимость в проведении подобных мероприятий? Идея его проведения, безусловно, хорошая, и такие мероприятия действительно нужны. Доказательство тому – рост интереса к саммиту. И он, по-моему, вполне закономерен. Недаром премьер-министр страны Владимир Путин, еще будучи президентом, сказал, что Россия, помимо прочего, является и мусульманской страной. Хотя, разумеется, нет смысла скрывать тот факт, что о специфике исламского бизнеса население все еще знает недостаточно.
Именно по этой причине состоявшийся саммит я склонен рассматривать как некую площадку, на которой каждый мог поделиться своими знаниями и опытом со всеми заинтересованными лицами. Я бы даже назвал этот форум срезом состояния готовности общества к восприятию исламских принципов осуществления предпринимательской деятельности. А потому самым ценным на подобных мероприятиях, как мне кажется, являются даже не столько доклады участников, сколько концентрация большого числа единомышленников, идеи которых рождают новые проекты и способствуют прогрессивному развитию общества.
Какие например проекты?
Все знают, что есть исламская религия, которая опирается на нормы шариата. Но мало кому известно про то, что существует направление консалтинга, которое помогает строить бизнес согласно шариату. У многих это вызывает неподдельное удивление, и понять его можно.
Российское население находится еще в начале пути к полноценному принятию идей исламского предпринимательства, а саммит помогает ускорить данный процесс. На нем эксперты из разных стран находят точки соприкосновения и разрабатывают варианты решения общих проблем.
- Как конкретно реализуются в бизнесе требования ислама?
- Приведу несколько простых примеров. При составлении договора в соответствии с шариатом деловые партнеры не могут указывать штрафные санкции в процентах – только в фиксированных суммах. То же самое касается и инвестиционных проектов. Специалисты в области исламского права помогают сторонам учитывать эти нюансы, благодаря чему появляется возможность заметно сократить риски.
- Последний глобальный кризис позволил практически всем прочувствовать эффективность этого механизма, не так ли?
- Да, вы правы. Организации, ведущие спекулятивные игры, понесли существенные убытки, в то время как компании, работающие по шариатским канонам, оказались более устойчивыми, поскольку проводимые ими сделки имели реальное обеспечение. Это обстоятельство заставило многих предпринимателей из стран немусульманского мира задуматься над трансформацией своего бизнеса. И поэтому они стали активнее прибегать к услугам специалистов в области исламского юридического консалтинга.
- А он представлен на рынке Казани?
- Теперь уже да. Более того, я наблюдаю, что спрос на него стабильно растет, а сама сфера интенсивно развивается. Случаются даже отдельные судебные разбирательства.
- Что Вы имеете в виду?
- Я говорю о разворачивающемся сейчас скандале вокруг использования изображений памятников, входящих в архитектурный ансамбль музея-заповедника “Казанский кремль”. Его дирекция в прошлом году запатентовала ряд товарных знаков, став правообладателем любых графических отображений как самого историко-культурного комплекса, так и отдельных его объектов. В результате стало невозможным свободное использование изображений башни Сююмбике, мечети Кул-Шариф и других памятников при изготовлении сувенирной продукции, ведении учебно-просветительской, туристической и рекламной деятельности. То есть памятники, являющиеся достоянием всего общества, теперь должны приносить выгоду, что, по моему мнению, ущемляет интересы населения, на пожертвования которого в том числе строилась и упомянутая мечеть.
Такая несправедливость требует правового вмешательства в урегулирование сложившегося противоречия, которое не укладывается ни в требование о равенстве, которое есть в исламе, ни в рамки общечеловеческой морали.
- Если абстрагироваться от этой ситуации и говорить об исламских юридических услугах в целом, то как они сегодня развиваются? Каковы основные точки роста?
- В первую очередь, я бы обратил внимание на сферу юридического консалтинга. Он очень разнообразен. В него входят как услуги для инвесторов-мусульман, желающих работать на российском рынке, так и для самих граждан страны, которые хотят вести дела в соответствии с канонами шариата. Причем речь идет не только о новом бизнесе, но и о внесении изменений в уже существующий.
Другое важное направление – это организация и проведение круглых столов, форумов, специализированных конференций, которые нередко становятся пусковым механизмом для принятия конкретных мер по внесению поправок в те или иные законы.
Третья ниша – урегулирование споров между субъектами предпринимательской деятельности и решение конкретных бизнес-задач. Эффективной в этом отношении является, на мой взгляд, схема привлечения совета независимых директоров. Входящие в состав этого объединения практикующие бизнесмены на безвозмездной основе дают свои рекомендации по выходу из тех или иных ситуаций руководителям различных компаний.
- Как строится взаимодействие с инвесторами из исламских стран?
- С крупными структурами вроде Исламского банка развития контактируют представители органов власти, а вот с потенциальными частными инвесторами работают в основном специально занимающиеся этой темой консультанты. Общение с зарубежными собственниками капитала обычно начинается с предоставления им консалтинговых услуг по нормам российского законодательства. Причем в первое время сотрудничество может идти через виртуальные каналы на специализированных информационных ресурсах и форумах, которые помогают инвесторам из исламских регионов делать первые шаги в России более осознанно. Эту же цель преследует и созданный нами арабоязычный сайт по сопровождению мусульманского бизнеса в условиях нашей страны.
- Из Ваших слов у меня складывается впечатление, что Россия сегодня уже созрела для внедрения исламских бизнес-моделей. Чем же в таком случае наша страна отличается от самой себя в 90-е годы прошлого века, когда опыт по созданию подобных институтов нередко оказывался печальным?
- В то время подобные организации не вписывались в существующую систему. Они были чужеродными для нее. Сейчас ситуация изменилась. Появилось понимание того, что развитие этических институтов поможет оздоровить экономику. Более того, начал формироваться комплекс мероприятий по их принятию. И это, как мне кажется, особенно важно, ведь продвижение любого института, будь-то финансового, правового, религиозного, невозможно без наличия определенного фундамента, на который он может опираться. И сегодня я вижу, как он закладывается. На территории страны успешно реализуются многочисленные проекты Исламского банка развития и других международных организаций, необходимость согласования российского и исламского права обсуждается на высоком уровне, а сама возможность появления этических структур находит понимание в обществе, к которому мы шли в течение ряда столетий. Любопытно, что заметный шаг вперед в этом направлении пришелся на царствование Екатерины II, которая провозгласила терпимость к исламу. В настоящий момент мы также ощущаем поддержку в верхах, которая подкрепляется инициативами населения снизу. Именно поэтому я не сомневаюсь, что в России в ближайшее время произойдет заметное распространение исламского финансового механизма.
- А у Вас нет опасений, что это коснется только Татарстана?
- Нет, я этого не боюсь. Во-первых, россияне, как я уже сказал, отличаются веротерпимостью. Во-вторых, мусульман и христиан связывает многовековая дружба. Наконец, последователи ислама живут не только в республике, а в самых разных уголках нашей страны. Так что развиваться этические институты, я думаю, будут повсеместно.
Интеграция исламского бизнеса в российские условия
- Тагир Шамилевич, давайте теперь предположим, что исламским институтам у нас дали зеленый свет. Будет ли в этом случае достаточный спрос на их услуги на внутреннем рынке? Мои сомнения вызваны тем, что даже в мусульманской Малайзии ими пользуется только 15-20% населения.
- Я не знаю точного ответа на этот вопрос, хотя, когда изучал данное обстоятельство, сделал для себя вывод, что причина может крыться в более эффективном маркетинге западных банков. Мне показалось, что они намного успешнее умеют продвигать свои услуги, нежели их исламские конкуренты.
Связано это, разумеется, и с теми принципами, на которых строится бизнес-модель: в исламе права и обязанности человека приведены в некое равновесие, тогда как в западном обществе прав заметно больше, чем обязанностей. А потому там принято жить по желаниям, а не по возможностям, что оказывается для человеческой натуры более привлекательным.
Россия до кризиса тоже шла по западному сценарию. Всего пару лет назад начальники кредитных отделов многих банков сами бегали за клиентами. Заемщики в этих условиях охотно кредитовались сверх своей платежеспособности. Затем произошел экономический спад, и мы получили то, что получили. Но даже сейчас далеко не все склонны винить банки в том, что, реализуя свое право выдавать кредиты, они забывали об обязанности адекватно оценивать риски.
- Сколько же времени, по Вашим оценкам, понадобится на устранение противоречий между российскими законами, которые часто копировались с европейских, и нормами ислама?
- Я бы ставил вопрос не об устранении, а скорее, об интеграции исламского бизнеса в российские условия с учетом требований нашего законодательства. На мой взгляд, это самый правильный и быстрый путь. Именно по нему в свое время пошла Англия, которой исламские банки помогли оздоровить экономику.
- Как именно?
- Прежде всего, благодаря отсутствию дутых спекулятивных операций и запрету как брать, так и давать взятки.
-А Вы не считаете, что последнее табу приведет к тому, что появление исламских институтов в нашей стране будет отложено на неопределенный срок?
- Возможно, но именно поэтому я и говорю о необходимости реализации системы мер. Борьба с коррупцией сегодня является одним из приоритетов государственной политики. То же самое можно сказать и о преодолении последствий кризиса. Так что достичь успеха в развитии исламского бизнеса в России вполне реально, поскольку сама его концепция отвечает тем идеям, которые провозгласили отечественные власти.
- Тагир Шамилевич, есть такое мнение, что в Россию под видом исламских инвестиций будет поступать капитал, цель которого – финансирование террористических подразделений на Северном Кавказе? Прорабатываются ли эти варианты с правовой точки зрения?
- На Кавказе сейчас есть та стабильность, которой не хватало в 90-е годы. Конечно, там все еще не так благополучно, как хотелось бы. Но в регионе все же создаются рабочие места, развивается инфраструктура, поднимается производство. Что касается терроризма, то уровень опасности сегодня тоже заметно ниже. Более того, он продолжает падать, в чем заинтересован и федеральный центр, и местные жители.
Наличие же озвученных Вами опасений – это отражение несогласованных действий общества, в котором существуют стереотипы смешения мусульман и ваххабитов. Вот вам и нестыковка, которая способна разрушить систему.
- Правильно ли я поняла, что Вы исключаете возможность пособничества терроризму через исламский канал?
- Я её не исключаю, но не считаю неизбежным следствием прихода инвестиций из стран мусульманского мира. Скажу больше: история человечества знает тысячи доказательств того, что улучшение экономической ситуации ведет к увеличению уровня экономической преступности только потому, что появляется то, что можно украсть. А потому повторюсь: многое зависит именно от согласованности действий всех частей целого, а не от наличия или отсутствия в России капитала из исламских стран.