Вопрос о создании в Татарстане финансовых структур, действующих в соответствии с законами шариата, в последнее время обсуждается все активнее, и первые шаги на этом пути уже сделаны. Об особенностях исламских банковских продуктов и о том, чем сотрудничество с исламскими финансовыми структурами привлекательно для предпринимателей, корреспондент издвния "Мир рынка" побеседовала с директором Российского центра исламской экономики и финансов Линаром Якуповым. - Линар Габдельнурович, у большинства наших сограждан представление о мусульманских финансах весьма расплывчатое. Могли бы Вы в нескольких тезисах сформулировать основные отличия исламских финансов от традиционных европейских?
- Основная разница между исламскими финансовыми структурами и традиционными западными заключается в подходе к привлечению и размещению средств. Традиционные банки привлекают денежные средства под определенные проценты, а затем выдают их в виде кредитов на более высоких процентах. В исламе ростовщичество, то есть взимание процентов, запрещено, на этом принципе и базируются исламские банковские продукты.
Кроме отказа от ростовщичества, исламский банкинг предполагает совместное разделение прибылей и убытков. В плане привлечения банком средств это означает, что клиентам не гарантируются какой-то определенный процент по вкладам, прибыль вкладчиков напрямую зависит оттого, насколько успешно банк использует эти средства. То есть свои ожидания вкладчики строят, опираясь на результаты работы банка в предыдущие годы. При размещении банком денежных средств действуют те же принципы. Предоставляя средства предпринимателю, то есть фактически инвестируя какой-то его проект, банк не получает гарантированный процент, как это бывает при традиционном кредитовании. Прибыль банка опять же зависит от успешности реализации данного проекта, от результатов работы конкретного предпринимателя. То есть исламский банк – это финансовой структура, занимающаяся прежде всего инвестиционной деятельностью на условиях совместного разделения прибылей и убытков. Мудараба и мушарака как раз и являются такими продуктами.
Ислам запрещает ростовщичество, но разрешает торговлю, которая лежит в основе таких исламских банковских продуктов, как мурабаха и иджара.
- Насколько мне известно, вопрос о возможности создания в Татарстане исламского банка обсуждался еще в 2006 году, но тогда эксперты пришли к выводу, что действующее российское законодательство не позволяет реализовать этот проект. Изменилась ли ситуация с тех пор?
- Этот вопрос обсуждался в Татарстане и ранее, а в 2006 году Министерством торговли и внешнеэкономического сотрудничества РТ, малазийским Международным образовательным центром по исламским финансам и компанией "ИФК Линова" был подписан меморандум об изучении создания в нашей республике финансовых институтов, которые могли бы работать, опираясь на принципы ислама.
Первым шагом на пути к этому стал анализ, во-первых, российского законодательства, во-вторых, рынка. Проведенные исследования, действительно, показали, что создание финансовой структуры, работающей в соответствии с исламскими правилами, пока не возможно из-за особенностей российского законодательства. Но дело не только в законах. Российский рынок еще не был готов к приходу исламских финансов, так как нет достаточного спроса. С 2006 года ситуация, конечно, изменилась, но, к сожалению, полного понимания того, что же такое исламский банк и в чем особенности сотрудничества с ним, у представителей российкого бизнеса нет до сих пор. Исламский банк делит с клиентом прибыль и убытки, а значит должен быть в курсе того, как развивается бизнес, и иметь возможность оказывать влияние на правильное использование предпринимателем выданных денежных средств. К этому наши бизнесмены не совсем готовы. Поэтому основная работа на данном этапе направлена на создание благоприятных рыночных условий для прихода исламских финансов, то есть в первую очередь на подготовку потенциальных клиентов и сотрудников подобных структур.
На отношение к исламским банкам повлиял и разразившийся кризис, демонстрирующий ущербность традиционной банковской системы. Настало время поиска достойной альтернативы, которой могут стать именно исламские банки, являющиеся, как правило, более консервативными, и как следствие - более устойчивыми. Арабский мир уже давно понял "изюминку" исламского банкинга, постепенно эти финансовые механизмы придут и в Россию.
- Предположим, что в Татарстане спрос на исламские банковские продукты достиг необходимого уровня. В чем именно заключается специфика российского законодательства, не позволяющая сегодня создать в нашей республике исламский банк?
- По российскому законодательству процентные ставки по вкладам и кредитам должны быть гарантированными. Кроме того, некоторые исламские продукты, в частности – мурабаха, попадают под двойное налогообложение, что ведет к удорожанию сделки.
- Какие шаги, кроме образовательной деятельности, предпринимаются сейчас на пути к созданию исламского банка в Татарстане?
- Теоретически возможно два способа внедрения исламских финансовых механизмов в российский банкинг. Первый из них требует кардинального изменения законодательства. Второй путь предполагает пошаговую адаптацию системы, успешно работающей в других странах, к условиям российского рынка, то есть внедрение на начальном этапе тех исламских продуктов, которые могут быть применены в рамках действующего законодательства. Мы считаем второй путь более приемлемым. Поэтому в настоящее время разрабатывается пилотный проект, который позволит увидеть его сильные и слабые места и понять, насколько это востребовано.
Если говорить об опыте других стран, то, например, в Кыргызстане было решено внедрять исламские финансы пошагово, и с этой целью одному из банков государство дало полномочия реализовать пилотный исламский финансовый проект. Босния тоже в свое время начинала с пилотных проектов, а в настоящее время там уже подготовлен и находится на рассмотрении законопроект по внесению необходимых изменений в законодательство. А Казахстан сразу пошел по пути кардинального реформирования законодательства. Соответствующий законопроект был утвержден нижней палатой парламента и в настоящее время находится на рассмотрении в верхней. Работа над законопроектом и его продвижением шла около двух лет, и теперь Казахстан близок к тому, чтобы внести изменения. Но нужно понимать, что в Казахстане эти процессы протекают гораздо быстрее, чем в России, поскольку он является членом ОИК и ИБР (Организация исламская конференция и Исламский банк развития – И.Л.). У нас ситуация иная, именно поэтому более приемлемым для России является пошаговое внедрение.
- Сторонники исламских финансовых институтов утверждают, что 50 и более процентов клиентов многих исламских банков и страховых компаний – не мусульмане. Возникает вопрос: каким образом удалось определить это процентное соотношение, ведь религиозная принадлежность человека не фиксируется в паспорте, далеко не всегда определяется по каким-то внешним признакам…
- Эта статистика относится к странам Персидского залива и Юго-Восточной Азии, в которых определить религиозную принадлежность человека достаточно легко. Поэтому достоверность данной статистики сомнений не вызывает. А сам факт, что среди клиентов исламских банков много представителей других религий, является показателем того, что эти финансовые структуры привлекательны не только с религиозной точки зрения. Мусульманам они помогают избежать харама, то есть запрещенного, а в случае с не мусульманами этот мотив не работает. Не мусульмане ориентируются только на финансовые показатели исламских банков, и его выбор в пользу исламского банка говорит о конкурентоспособности данной финансовой структуры.
- Возможна ли в перспективе такая ситуация в России?
- Безусловно. Мусульмане в России не являются большинством, составляя лишь 10-15% от всего населения страны. Поэтому клиентами исламских банков будут и не мусульмане. Но привлечь их в исламский банк сложнее, и одних лишь PR-кампаний здесь не достаточно. Клиент должен видеть, что банк способен правильно распорядиться его средствами. Другими словами, банк должен иметь очень хорошие показатели.
- Предположим, исламский банк в Татарстане начал функционировать. Чем он будет привлекателен для предпринимателей?
- В исламском банке, как и в традиционном западном, предприниматель сможет получить средства на развитие своего бизнеса. Для этого ему нужно будет предоставить бизнес-план и пройти практически все те же процедуры, что и в обычном банке. Но так как в исламских банках риск-менеджмент развит очень хорошо, положительный ответ будет дан только в том случае, если проект действительно перспективен, а бизнес – прозрачен.
В последнее годы кредитные продукты российских банков были очень доступными, а риск-менеджмент – не совсем сильным, поэтому многие компании могли легко получить средства на развитие бизнеса и начали активно развивать побочные направления бизнеса, отвлекаясь от основного вида своей деятельности. И когда наступил кризис, они оказались неспособными вернуть заемные средства. Исламские же банки тщательно следят за целевым использованием предоставленных клиенту средств. Конечно, требования банков к предпринимателю, желающему получить средства на развитие, высокие, но ведь есть и обратная сторона – банк готов разделить с этим бизнесменом не только прибыль, но и убытки. А это уже совершенно иной уровень отношений – партнерский.
"Исламский банкинг предполагает умеренность и не гарантиирует сверхприбыли. Он стремится к тому, чтобы, условно говоря, в стране было много миллионеров, а не несколько миллиардеров при большом числе нищих."
И в России, как мне кажется, исламские банки будут ориентированы прежде всего на малый и средний бизнес. Ведь что такое банк? Фактически это финансовый посредник между тем, у кого средств много, и тем, у кого их мало, но есть интересные проекты, в которые можно инвестировать. Банк – это и управленец, прибыль которого напрямую зависит от умения грамотно распорядиться имеющимися средствами.
- В исламском банке должен действовать шариатский комитет. Какова его основная функция и кто из татарстанских духовных деятелей мог бы, по Вашему мнению, войти в подобный комитет?
- Основная функция шариатского комитета заключается в контроле за тем, чтобы тот или иной банковский продукт не противоречил канонам ислама, то есть не содержал ничего запретного. Что касается ситуации в Татарстане, то, к сожалению, людей, способных быть полноценными шариатскими экспертами, у нас пока единицы. Эксперт в исламском банке должен обладать хорошими знаниями, как в области шариата, так и в сфере экономики. В Татарстане уже есть специалисты в области исламских финансов, имеющие теоретические и практические знания, и есть опытные духовные деятели. Поэтому в настоящий момент необходимо дать недостающие знания тем и другим, чтобы в будущем эти люди смогли стать шариатскими экспертами.
Если исламский банк в Татарстане будет создан, на начальном этапе нам придется прибегнуть к помощи иностранных экспертов. Но со временем эти функции будут переданы гражданам нашей страны.
- Вы сказали, что знания в области исламских финансов наши сограждане получают за рубежом. А как сегодня обстоит дело с подготовкой специалистов в области исламского образования в татарстанских вузах?
- При Российском исламском университете в прошлом году был создан Российский центр исламской экономики и финансов, одна из функций которого заключается именно в подготовке специалистов данного профиля. Причем первоочередная задача заключается в том, чтобы, так сказать, обучить учителей. Теоретические знания они получат в стенах РИУ, а практиковаться будут за рубежом, в тех странах, где исламские банки успешно работают.
На экономических факультетах других татарстанских и российских вузов исламским финансам пока уделяется гораздо меньше внимания, хотя в последнее время интерес к этому вопросу значительно возрос. Тема исламских финансов сейчас на подъеме, причем не из-за религиозной подоплеки, а потому что для этого есть реальные экономические основания и предпосылки.
- В чем специфика исламского страхования?
- Нужно сказать, что отношение к страхованию как таковому в исламском мире неоднозначное. Одни правоведы считают его разрешенным, поскольку напрямую о запрете страхования в священных книгах не сказано, к тому же оно приносит неоспоримую пользу обществу. Сам механизм страхования имеет давние корни. До сих пор во многих деревнях сохранилась традиция создавать некий коллективный фонд и помогать погорельцам, сиротам и т.д. Сторонники другой, более умеренной точки зрения полагают, что под запрет попадают лишь некоторые виды страхования, в частности – накопительное. Часть мусульманского мира относится к страхованию резко отрицательно, считая, что оно содержит элементы гарара и мейсира. Под гараром понимается неопределенность и спекулятивный риск, а под мейсиром – азарт. В классическом страховании может присутствовать и элемент ростовщичества, строго запрещенного в исламе. Кроме того, некоторые виды страхования, например, страхование жизни, может рассматриваться как покушение на права Всевышнего.
Исламское страхование - такафул – основывается на механизме разделения прибылей и убытков. Классический договор такафула должен включать в себя специальный механизм обоюдного разделения рисков и предоставления взаимной гарантии; условия участия в договоре, согласно которому держатели полисов являются совладельцами фондов такафула; условия управления, предоставляющие держателям полисов право участия в операциях и право контроля над счетами; условия инвестирования, касающиеся использования уплаченных участниками взносов в не запрещенной исламом деятельности и условия распределения результатов финансовой деятельности между участниками.
- До сих пор мы говорили об исламских финансовых инструментах. А если брать шире - в чем особенности исламского бизнеса как такового?
- Исламский бизнес занимается разрешенным и избегает запрещенного. К запрещенному относится производство и продажа свинины, алкоголя, табачных изделий, индустрия азартных игр, производство и продажа оружия, если оно предназначено не для защиты. Кстати, многие западные бизнесмены, которые в свое время начали вести дела, опираясь на этические нормы исламского бизнеса, преуспели.
Говоря об исламском бизнесе, нельзя не затронуть проблему халяльного производства. Предприниматели, работающие в этой сфере, сталкиваются с противоречием: с одной стороны – производство халяльной продукции, с другой - привлечение для этих денег нехаляльных средств, взятых, например, в банке под проценты. А ведь ростовщичество – очень серьезный грех для истинного мусульманина. Поэтому создание исламского банка, который позволит предпринимателям соблюдать религиозно-этические нормы, приобретает в Татарстане особое значение.
- Как отразился на мировых исламских банках финансовых кризис?
- Естественно, мировой экономический кризис не мог обойти стороной исламские банки. Но, как я уже отмечал, консервативность исламских банков и грамотный риск-менеджмент, помогают им избежать больших финансовых потерь. Определенное "проседание" рынка есть, но оно не достигает критического уровня. Если в экономически благополучное время исламские банки имели ежегодный прирост 15-20%, то в 2009 году ожидается рост порядка 10%, что для кризисного периода очень даже неплохо.
- Находит ли понимание проект по созданию в Татарстане исламского банка у представителей власти?
- Интерес к этой теме повышается год от года как у предпринимателей, так и у представителей власти. Летом в Казани были проведены международный семинар по исламским финансам и международная инвестиционная конференция, организованная правительством нашей республики и Исламским банком развития. В конце января Российский Центр исламской экономики и финансов будет проводить семинар по исламскому банкингу. Скоро и в Москве состоится конференция по этой теме. Проводятся круглые столы и лекции по исламской экономике. Я надеюсь, что уже в этом году появятся исламские финансовые инструменты, которые положат начало дальнейшему развитию исламской финансовой системы в России. То есть 2009 год должен стать знаковым в истории становления исламских финансов в нашей стране.
Ирина Липец
Журнал "Мир рынка" № 1 (29) февраль 2009 г.