Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Линар Якупов: Кризис способствовал росту интереса к исламским финансовым инструментам

24.11.2009

Архив новостей:
В октябре 2008 года в Российском исламском университете был создан Российский центр исламской экономики и финансов (РЦИЭФ). После торжественной презентации центра, которая состоялась в рамках юбилея РИУ в ноябре того же года, новое подразделение университета развило активную деятельность. В течение декабря и января оно проводило еженедельные лекции по основам исламской экономики, а в конце января организовало международный семинар по исламскому банкингу и финансам с участием профессоров Куало-Лумпурской бизнес-школы. О целях нового центра и его планах на будущее корреспонденту IslamRF.Ru рассказал директор РЦИЭФ Линар Якупов.

– Линар Габдельнурович, в октябре 2008 года в Российском исламском университете создан Центр исламской экономики и финансов, который вы возглавили. Расскажите, пожалуйста, об основных целях нового подразделения университета. Какие у него планы?

– Своей основной целью мы ставим донесение до жителей нашей республики и всей страны представлений о том, что такое исламские финансы, исламский банкинг и экономика, то есть первая задача центра носит информационный характер. Очень важно, чтобы в России понимали, что когда мы говорим об исламском банкинге, мы говорим об экономике, которая базируется на определенных этических ценностях мусульман, которые, кстати, разделяют и последователи других религий. Особое значение представляет образовательная сторона нашей работы. Мы надеемся, что в России со временем появятся мусульманские финансовые структуры, а потому необходимо подготовить необходимую образовательную базу для подготовки специалистов в этой сфере. Благодаря этому бизнес будет готов работать с этими структурами, как будут готовы и регулирующие ведомства, государственные чиновники. Мы уже начали вести образовательную деятельность: в декабре мы проводили еженедельные лекции, на прошлой неделе организовали семинар, в феврале мы планируем провести кратковременный семинар по исламскому страхованию.

Третьей нашей целью является подготовка базы для Российского исламского университета с тем, чтобы мы могли начать преподавать основ исламской экономики, исламских финансов, банкинга и страхового дела в рамках факультета международной экономики, который планируется открыть в РИУ в сентябре этого года. Одним словом, нам предстоит немало работы.

Наконец, четвертая цель, которая перед нами стоит, - это подготовить свою научную базу. Мы понимаем, что полагаться только на заграничный опыт мы не можем, нам надо разрабатывать свою школу. И создавать ее необходимо, учитывая менталитет нашего народа, разбираясь в тех мазхабах, которые распространены в России, зная законодательную базу нашей страны и понимая ее многоконфессиональность. Понятно, мы не будем изобретать велосипед, но у нас есть желание, чтобы в столице Татарстана появилась своя казанская школа исламской экономики и финансов. Ведь у нас так много талантливых и умных ребят, которые быстро учатся, осваивают новые знания. Кстати, опыт России уже востребован; буквально на днях я получил приглашение участвовать в экономическом форуме в Астане, где я буду делиться опытом создания нашего центра. Это интересно для тех стран, которые, так или иначе, похожи на Россию.

– Не могли бы Вы рассказать предысторию создания центра? Чья это была инициатива?

– Идея родилась в июне 2008 года во время проведения в Российском исламском университете первого международного семинара по исламским финансам. Для участия в этом мероприятии, которое продолжалось два дня, в Казань приезжали наши партнеры из Куала-Лумпурской бизнес-школы, из Исламского банка развития, были представители стран СНГ, российских финансовых структур.

По окончании семинара у его участников возникла идея сделать эти семинары регулярными, а также учредить такой образовательный центр, который готовил бы базу для создания в России и странах СНГ исламских финансовых структур. Мы подхватили эту идею; в ее реализации нам помогли Исламский банк развития и Куала-Лумпурская бизнес-школа, в частности, профессор Судин бен Харун. Именно он стоял у истоков создания международного образовательного Центра исламской экономики и финансов, делился с нами опытом и знаниями. Куала-Лумпурская бизнес-школа также помогла центру с литературой, прислав нам первую партию книг по исламской экономике и финансам.

Вот так родилась идея создания центра, а в октябре 2008 года она была воплощена в жизнь. В ноябре в рамках торжеств по случаю 10-летия Российского исламского университета мы провели презентацию центра. Приезжали послы арабских стран, они одобрили и поддержали наше начинание.

– Насколько мне известно, мусульманские стандарты ведения бизнеса вы применяете в деятельности руководимой вами ООО ИФК "Линова". В чем заключаются основные сложности, с которыми вам приходится сталкиваться в качестве руководителя этой фирмы?

– У нас любят говорить о том, что, в России нет законодательства, необходимого для использования мусульманской финансовой системы. Но ведь каждый человек вправе у себя, в своей компании применять всевозможные элементы исламской этики, и для этого нет нужды менять законодательство. Например, для начала необходимо попробовать развивать бизнес не за счет заемных средств, а за счет средств самих участников. Конечно, это будет уже не быстрый, а умеренный, шаг за шагом, рост. Однако, как показал кризис, быстрый рост бизнеса за счет заемных средств не всегда хорош, ведь за каждый заемный рубль приходится отвечать. Поэтому, когда мы говорим про исламский бизнес, мы говорим про умеренность.

Начать применять исламские стандарты ведения бизнеса можно даже в рамках существующего законодательства. Изменять его нужно только после того, как общество поймет необходимость изменений, созреет для реформ. Необходимо учитывать еще один важный момент. У нас почему-то считают, что исламские финансы - это привлечение денег из арабских стран. Но мы ни в коем случае не должны забывать о потенциале 20-миллионого мусульманского населения России. Простое знание экономики говорит, что сбережения населения - это самые лучшие, самые долгосрочные инвестиции. Мусульмане по своей натуре бережливы, они всегда делают сбережения. Для большого количества верующих существующие на сегодняшний день банковские продукты не подходят, а потому они предпочитают держать сбережения дома. В результате получается, что эти деньги выводятся из экономики. А мы хотим, чтобы эти деньги работали на экономику России. Соответственно, исламский банкинг нацелен на то, чтобы задействовать внутренние резервы страны. И второе: если в России будут созданы исламские банки, то с ней будет заинтересован работать мусульманский мир. К примеру, немало банков из стран Персидского залива, возможно, и хотели бы прийти в нашу страну, однако их удерживает отсутствие в ней соответствующих структур.

– У вас есть предположения относительно размера сбережений мусульман страны? О какого порядка суммах, на ваш взгляд, может идти речь?

– Простая арифметика. В стране проживает 20 миллионов мусульман, и у каждого из них, предположим, есть минимум 10 долларов или 340 рублей по нынешнему курсу. Итого получается 200 миллионов долларов. В Коране сказано, что запрещена риба (ростовщичество – прим. IslamRF.Ru), но разрешена торговля. Исламские банки, когда предоставляют услуги для населения, проводят сделки через торговлю. Допустим, банк приобретает дом, потом его перепродает. Покупает за 100 тысяч, а перепродает за 150 тысяч. При этом покупателю дома предоставляется рассрочка на несколько лет. То есть банк делает наценку. Однако если попытаться применить эту систему в современной России, сразу встанет вопрос двойного налогообложения такого рода сделок. В странах, где работают исламские банки, этот вопрос решен, и банки этим налогом не облагаются и, соответственно, ненужного повышения цены также не происходит. Изучая российское законодательство, я пришел к выводу, что для применения исламский стандартов ведения бизнеса и внесения в законодательство соответствующих поправок сделать надо немногое. Есть пример Казахстана, который сейчас очень любят приводить, так как это страна очень похожа на нас по экономике, общему прошлому и законодательной системе. Недавно парламент этого государства принял поправки в законодательство, направленные на создание правовых основ функционирования исламских банков и устранение ограничений, препятствующих их внедрению.

– А как вы думаете, нынешний кризис может стимулировать интерес руководства России к исламской финансовой системе?

– Наш уважаемый премьер-министр Владимир Путин сказал в Давосе, что ситуация кризиса - это вопрос системный, и указал на необходимость поиска пути выхода из сложившейся ситуации. А исламская экономика - это формирующийся сектор со своим капиталом и, кстати, несмотря на кризис, сектор быстрорастущий. Мне кажется, что исламская экономика, исламские инструменты заслуживают того, чтобы их рассматривали как один из достойных вариантов выхода из кризиса. Необходимо понять, что мы находимся на стадии переосмысления того, что собой представляет традиционная экономическая система. Кризис заставляет нас пересмотреть многие вещи.

– Когда Россия, по вашему мнению, созреет к принятию исламской экономической модели?

– Это зависит от многих факторов. Прежде всего, от осознания обществом необходимости иметь такую систему. И желания правительства учитывать потребности населения. И почему бы 2009 году не стать этим поворотным годом?

Беседовал Данис Гараев

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.