На прошлой неделе в Москве прошла международная конференция "Исламский банкинг: специфика и перспективы". Первый форум такого рода в нашей стране собрал множество видных участников. Вслед за этим компания "ВТБ Капитал", инвестиционное подразделение группы "ВТБ", объявила о своем намерении развивать в России и странах СНГ финансовые услуги, которые соответствуют канонам Шариата. Таким образом, "ВТБ" стал первым крупным российским банком, который настолько серьезно заинтересовался исламским банкингом. Тут можно также вспомнить недавнее объявление о создании российско-бахрейнского банка, которое было сделано после встречи ближневосточного короля Хамида бин Исы аль-Халифы с президентлом Дмитрием Медведевым. Более того, банк "Fairfax Middle East" планирует сформировать исламский инвестиционный фонд, нацеленный на недвижимость в России, стоимостью $ 500 млн. Структура под названием "Shariah Russian Property Fund" вошла в партнерство с "Sistema-Hals", филиалом российского конгломерата АФК "Система".
Чем обусловлен рост интереса к исламским финансам и как влияет на него мировой экономический кризис рассказывает российский эксперт по финансовым инструментам, соответствующим требованиям Шариата, Ренат Беккин.
- Как Вы оцениваете инициативу "ВТБ" заняться исламским банкингом? Чем это вызвано?
Напоминаю, что речь идет о "ВТБ Капитал" - инвестиционном подразделении группы "ВТБ". Масрур Хак, управляющий директор, ответственный за африканское и ближневосточное направление, еще до конференции говорил мне о намерении развивать такого рода бизнес. Как опытный бизнесмен господин Хак понимает перспективность данного направления.
Но простым мусульманам нужны розничные продукты. Поэтому боюсь, что результаты деятельности "ВТБ Капитал" многие из них не сразу заметят.
- Проще говоря, может, кризис стимулировал интерес отечественных финансово-экономических структур к исламским финансам? Дополнительные инвестиции сегодня ой как необходимы российской экономике.
Если бы не было кризиса, то разговоры об исламской экономике и исламских финансах в России оставались бы и по сей день преимущественно предметом дискуссий ученых. В условиях мирового финансового кризиса государства, подобно утопающим, хватаются за любую соломинку в надежде на спасение. Все, что еще вызывало сомнения и иронию накануне, сегодня кажется панацеей и последней надеждой.
Еще в начале 2008 г. российские банкиры надменно усмехались при словосочетании "исламский банк", а теперь готовы всерьез обсуждать преобразование своего банка в исламский - только бы получить долгожданное финансирование из стран Ближнего Востока.
- Будут ли иметь реальное воплощение результаты недавно прошедшей в Москве первой в стране конференции по исламским финансам, собравшей видных участников?
Смотря, что понимать под результатом. По итогам конференции была принята резолюция, но она, как и полагается такого рода документам, имеет общий, декларативный характер.
Результат может возникнуть лишь от того, что в ходе конференции единомышленники нашли друг друга и теперь смогут объединить свои усилия в деле внедрения принципов исламской экономики на практике. О таких результатах мы, конечно же, узнаем не завтра и даже не послезавтра, потому что любое начинание в этой сфере требует серьезной проработки и изучения вопроса.
- Недавно на очень высоком уровне было объявлено о создании российско-бахрейнского банка, который, вроде как, должен работать в соответствии с нормами Шариата. Что Вы по этому поводу думаете?
За более чем десятилетний опыт изучения исламской экономики я привык доверять фактам, а не декларациям. Фактом пока остается то, что у нас нет исламских банковских продуктов на рынке.
Не достаточно заявить о своем намерении создать такой продукт. Более того, недостаточно даже "выбросить" его на рынок. Важно еще и предъявить обществу доказательство, что он действительно соответствует Шариату.
- Представитель России в Организации Исламская конференция Камиль Исхаков и глава Совета муфтиев Равиль Гайнутдин предлагают приспособить российское законодательство для того, чтобы у нас мог нормально развиваться исламский банкинг. Что именно необходимо менять и какие законы принимать?
Боюсь, что ни Камиль Исхаков, ни Равиль Гайнутдин не обладают тем административным ресурсом, который позволил бы им не только поставить вопрос о необходимости внесения подобных поправок в отечественное законодательство, но и добиться их скорейшего принятия.
Кроме того, как мне представляется, не следует слепо копировать опыт Казахстана, где были приняты поправки, но так и не было создано ни одного исламского банка. Скорее, нужно взять за образец опыт Турции, где исламские банки прошли долгий путь прежде, чем получили особый статус в банковском законодательстве в качестве партнерских банков. Что касается технической стороны дела, то эта работа по плечу любой юридической компании или группе юристов.
Беседовал Абдулла Ринат Мухаметов, Ислам.Ру