Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Наталья Нырова: "Интеграция с исламским правом: активная позиция Китая"

22.12.2009

Архив новостей:
Наталья Нырова:
Определенное экономическое и научно-техническое отставание исламского мира грозит замыканием в себе, поиском особого пути социально-экономического развития, противостоянием так называемому «западному пути развития цивилизации». С другой стороны, глобальный финансовый кризис показал, что в отличие от экономики Запада, злоупотребляющей виртуальной ценностью финансовых деривативов, исламское предпринимательское право успешно и
надежно оперирует реальными материальными ценностями.

Так называемая «исламская финансовая система» действует в соответствии с положениями Корана, Сунны и иджмы.
Принципы системы: запрет на проценты, на спекулятивные сделки, на инвестирование в отрасли, не разрешенные верой. Кроме того, существуют специальные структуры, контролирующие соблюдение финансовыми организациями
правил веры.

Принципы работы мусульманских банков также отличаются от принципов европейских и американских банков. Исламские банки вместе с клиентами участвуют в распределении рисков и прибыли по кредитам. Принцип же
кредитования западных банков — независимо от успеха или фиаско проекта кредит должен быть возвращён, и сначала должны быть уплачены проценты, а только потом — основной долг. Пример с автокредитом. Западный банк обычно предоставляет кредит клиенту, чтобы тот купил автомобиль сам. Затем клиент должен в установленные сроки
ежемесячно выплачивать банку проценты и основной долг. А по правилам исламских финансов машину покупает банк, затем сдает ее в прокат (аренду) клиенту. Ежемесячно взимает с клиента арендную плату, а не проценты. Клиент, только окончательно рассчитавшись с банком (выплатив арендную сумму), официально получает на автомобиль право собственности. Операции по вкладам в исламских банках также отличаются. Это операции с денежными средствами, а не с акциями или обязательствами. Банк инвестирует деньги клиента в проекты, которые являются потенциально прибыльными не столько для банка, сколько для клиента.

Нравственные инвестиции
Многие специалисты уже задумались о целесообразности и возможности использования современной западной экономическо-правовой системой той части исламского права, которая регулирует предпринимательство, а также
определяет методы ведения бизнеса, основанные на религиозных нормах.

В свою очередь, исламский инвестиционно-банковский бизнес, связанный рамками шариата, также чувствует необходимость развития в условиях усиления глобальной конкуренции. Поэтому исламские бизнесмены пытаются смягчить свои позиции и найти компромисс с немусульманским деловым миром. Первыми проявили интерес к интеграции почему-то не те страны, на территории которых мусульманские народы проживают исторически как часть
нации, например, Россия и некоторые страны СНГ, Восточной и Южной Европы, а
те, которые «корыстно» заинтересовались валютными накоплениями богатыхисламских стран, увидев в них солидных инвесторов.

Нельзя сказать, что мусульманский бизнес не проникал в экономику стран неисламского мира. Но, сталкиваясь с осторожным отношением и непониманием ими шариатских норм и требований, старался действовать с недомолвками и
ограниченно, предпочитая партнеров из мусульман. Такой обособленностью мусульманского бизнеса не могли не пытаться воспользоваться и экстремистские исламистские организации. Всё это только усиливало настороженность властей немусульманских стран. Но вместе с тем крепло понимание, что исламские финансы (в первую очередь, нефтедоллары) — это очень лакомый кусок. В США их быстро и умно обозначили как «нравственные инвестиции», сделав акцент, что они осуществляются в соответствии с принципами морали и нравственности (пусть и религиозными). Поэтому клиентами исламской финансовой системы становятся не только мусульмане, но и лица, не исповедующие ислам (55% клиентуры исламских банков). На Западе становится модным покупать халяльные (дозволенные шариатом) финансовые продукты. Фактически 60% средств исламских фондов поступают из НЕ-исламских
источников. Наиболее активны исламские банки в тех странах Запада, где их деятельность нашла свою нишу в законодательстве. Например, в Великобритании и США, где господствует прецедентное право, легче использовать исламские принципы ведения бизнеса, чем в странах с более зарегулированным законодательством.

Существует несколько моделей интеграции страны или региона с системой исламских финансов.

Модель 1. Создание исламского банка, который может функционировать в виде:
- «специализированного исламского банка», то есть коммерческо-инвестиционного банка, полностью структуризированного на принципах ислама и использующего только исламские финансовые инструменты;
- «исламского окна», то есть отделения обычного банка, которое оказывает специализированные услуги по работе с исламскими финансами.
Модель 2. Создание и развитие «оптового» рынка исламских финансовых продуктов в виде:
- рынка исламских облигаций (сукук);
- рынка деятельности исламских фондов в виде акционерных фондов с показателями индексного типа, занимающихся недвижимостью, страхованием и другими видами финансового посредничества.
«Китайская специфика»
Китай своевременно, осознанно и целенаправленно занялся международной интеграцией с исламским правом, приспособлением бизнеса по правилам шариата к своим социально-экономическим интересам. При этом он не забывает вносить в интеграцию «китайскую специфику», например, предложив исламским фондам заняться «взаимным трансфером арабской нефти и китайской сельхозпродукции».
С помощью исламских финансов китайцы хотят решить следующие проблемы:
- накопление валютных запасов;
- развитие отсталых западных регионов страны (преимущественно с мусульманским населением);
- смягчение межнациональных и межрелигиозных трений на территории Китая.
Поэтому китайцы решились создать в западной части страны «структуру исламских финансов», которая работала бы с продуктами исламской финансовой системы. Эта система может участвовать в создании исламских инвестиционных фондов, которые будут привлекать инвесторов из Среднего Востока для развития западных районов Китая (в строительство, управление финансами и имуществом). Компаниям западных районов КНР будут выдаваться разрешения на выпуск «исламских облигаций» и их размещение за рубежом. В рамках этой системы китайские банки будут стимулироваться к созданию в странах Среднего Востока своих «окон исламских финансов».
Китайцы считают, что легче и безопаснее разрешить отдельные исключения в виде создания неких структур, которые можно держать под полным контролем, чем «тащить исламское право в Китай», радикально меняя внутреннее законодательство. Они считают, что в случае неудачи легче ликвидировать экспериментальные структуры, чем менять свое законодательство обратно. Тем более что в случае неуспеха «неудачники» погибнут сами. Однако китайцы рассматривают и возможность корректировки части своего законодательства, но в рамках местного и на ограниченной территории. Например, в законодательстве г. Шэньчжэнь и ОАР Сянган (Гонконг).
В настоящее время в качестве экспериментальных площадок для работы с исламскими капиталами Китай выбрал территории Особого административного района Сянган (Гонконг) и Нинся-Хуэйского автономного района.
Гонконг
Выбор Гонконга обусловлен его исторической внешнеэкономической привлекательностью «свободных ворот в Китай», к тому же наличием территориальной, законодательной и финансовой обособленности, делающей эксперименты безопасными. Кроме того, гонконгское право представляет собой смесь континентального и англо-американского прецедентного права и способно более терпимо отнестись к шариату. Гонконг можно считать «полигоном» для работы с иностранцами.
Еще в сентябре 2005 г. Кувейт создал первую на Среднем Востоке компанию, специализирующуюся на инвестициях в Китай, в основном, в телекоммуникации, недвижимость и нефтехимию.
Строительный и Торгово-промышленный банки Китая сразу же провели первоначальное размещение ценных бумаг (IPO) в Гонконге. За приобретение этих акций боролись инвесторы со всего арабского мира. Арабский «Шамиль Банк» (Shamil Bank) совместно с китайской корпорацией «Чжун Синь» (CITIC Group) создали исламский фонд в размере 100 млн. долл. США для инвестирования в китайский рынок недвижимости.
В октябре 2007 г. Гонконг объявил о намерении создать у себя рынок исламских облигаций, который станет центром исламских финансов всего китайского региона Юго-Восточной Азии.
В августе 2008 г. Управление финансов Гонконга разрешило одному из банков Гонконга (Hong Leong Bank) создать операционное «окно» для работы с исламскими банками
Через Гонконг Китай активно сотрудничает с Малайзией и ОАЭ, продвигая на свой рынок такие исламские финансовые продукты, как: вклады, кредиты, лизинг. Активно используется такой инструмент традиционного исламского финансирования, как частные фонды, когда участники совместно участвуют в распределении прибыли и рисков.
Нинся
Нинся-Хуэйский автономный район, расположенный в северо-западной части КНР, стал площадкой для внутренней работы с мусульманским населением Китая. Работа с исламскими финансами в районе Нинся началась спустя несколько лет после осмысления первого опыта работы с ними в Гонконге.
Автономный район Нинся населен так называемыми дунганами, которые фактически являются этническими китайцами, принявшими ислам.
«Экспериментальным» банком определен Банк Нинся, в котором для начала решили открыть исламское отделение. В персонале банка много мусульман, некоторые также входят в топ-менеджмент банка. Банк занимается обслуживанием местных мусульман. У Банка Нинся 34 отделения. В банке продумана система управления рисками; считается, что он готов противостоять тем рискам, которые могут возникнуть в связи с нововведениями.
Вместе с тем китайцы признают, что специалистов, разбирающихся в шариате, крайне мало. За 2–4 месяца можно изучить основы исламского банковского дела, страхования, рынка исламского капитала и финансовых инструментов, но на подготовку высококвалифицированных специалистов уйдет 10–12 лет.
А что в России?
В России зреет понимание, что мы опаздываем в попытках использовать исламское право как для экономического развития, так и для ослабления экстремизма в отдельных мусульманских районах, в частности Кавказа и Поволжья. Не секрет, что почвой для экстремизма служат бедность, коррупция и социальная неустроенность. Но в России действия по интеграции нецентрализованные, отсутствует единое экономическое пространство, существует неравномерность развития территорий. Определенную работу по интеграции с исламским правом проводит Республика Татарстан.

Источник Советник президента

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.