Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»

07.03.2010

Архив новостей:
Линар Якупов: «Традиционным банкам не хватает креативности»
О вызовах, стоящих на пути развития исламского банкинга в России, Международном саммите исламского бизнеса и финансов и секрете превращения 200 млрд. законсервированных рублей в живые деньги рассказывает генеральный директор ИФК «Линова» Линар Якупов.

Линар Якупов, 36 лет. Высшее образование получил на факультете экономики и управления Международного исламского университета Малайзии. Имеет опыт работы на должности вице-президента в инвестиционной компании, а также заместителя управляющего бизнес-инкубатора в этой стране. В России с 2002 года занимал посты коммерческого, затем финансового и генерального директора в компании «Татинтелком». В 2006 году основал и возглавил инвестиционную финансовую компанию «Линова» (ИФК «Линова»). С 2008 года – директор Российского центра исламской экономики и финансов (РЦИЭФ) при Российском исламском университете (РИУ), с декабря 2009 года – президент Некоммерческого фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund). Входит в состав Совета при правительстве Татарстана по взаимодействию с международными финансовыми организациями.

- Линар Габдельнурович, для начала расскажите кратко о возглавляемой вами компании...

- ИФК «Линова» была создана в 2006 году, и с самого начала мы себя позиционировали как бизнес-структуру, работающую по принципам шариата. Причем с первых дней своего существования мы понимали, насколько сырым является в этом плане российский рынок, насколько велик информационный вакуум, касающийся применения исламских норм, даже в деловых кругах. А потому в то время наши основные усилия были направлены на своего рода ликбез, хотя параллельно мы реализовывали некоторые проекты по слиянию и поглощению, а также работали на рынке консалтинга.

- С задачей удалось справиться?

- По крайней мере, сегодня слова «исламский банкинг» или «исламские финансы» не встречают той стены непонимания, что была всего пару-тройку лет назад, когда такие сочетания буквально резали слух. Сейчас же за этими понятиями есть нормальный практический фундамент. Строго говоря, это обычный бизнес, но только с точки зрения ислама.

- Как же строилась ваша работа?

- Методы были разные. В частности, специально для информационного насыщения рынка мы открыли дочернюю компанию «Линова-Медиа», затем был создан Российский центр исламской экономики и финансов и, наконец, Некоммерческий фонд развития исламского бизнеса и финансов.

Благодаря этому, сама ИФК «Линова» смогла сосредоточиться на своей основной деятельности, которая включает два направления – инвестиционный банкинг и исламский финансовый консалтинг.

- А конкретно?

- Под первым мы понимаем привлечение внутристрановых и зарубежных инвестиций под различные проекты. Консалтинг же в свою очередь подразумевает консультирование тех финансовых учреждений, которые хотят запустить у себя исламские продукты.

- Раз вы ищете внешних инвесторов, то без взаимодействия с зарубежными организациями обойтись трудно. С кем вы сотрудничаете?

- Нашими партнерами являются крупнейшие холдинги и финансовые группы мусульманского мира. Среди них Исламская корпорация развития частного сектора – часть Группы Исламского банка развития; Совет международного исламского финансового рынка; Совет по исламским финансовым услугам, членами которого являются, например, Всемирный банк, Исламский банк развития, а также центральные банки ряда государств; Исламский институт исследований и обучения; Куала-Лумпурcкая бизнес-школа и т.д.

В сфере консалтинга мы активно работаем с Институтом исламского банкинга и финансов Малайзии, который курируется Центробанком этой страны. Взаимодействие с этой структурой особенно полезно в том плане, что Институт имел практику участия в изменении финансовых законодательств некоторых государств, в том числе и для внедрения исламских финансовых продуктов на этих рынках.

- То есть вы, строго говоря, можете перенести их опыт на российскую почву?

- В той или иной мере. Дело в том, что в любом случае, помимо зарубежной составляющей, мы должны будем учитывать и местные особенности, а потому всякий продукт есть симбиоз отечественного и иностранного. Именно так мы подходим к работе с российскими банками и страховыми компаниями.

- С какими именно?

- На данный момент не буду раскрывать все карты. Думаю, когда они созреют, рынок об этом узнает.

- Хорошо, тогда скажите хотя бы, региональные или федеральные это банки?

- Два игрока являются федеральными, еще два – татарстанскими.

- И когда стоит все-таки ждать первых результатов?

- Так уж повелось, что мы стараемся объявлять о своих достижениях во время Международного саммита исламского бизнеса и финансов, который в этом году пройдет 28-29 июня в городе Казани и соберет, как ожидается, до 800 человек.

Это мероприятие состоится во второй раз, но в отличие от предыдущего уже при поддержке Правительства Республики Татарстан, а среди гостей будут главы финансовых ведомств и банков из ряда стран исламского мира. Также мы ожидаем участия российских финансовых властей.

- Хорошо, но не кажется ли вам, что все то, о чем вы говорите, касается в первую очередь крупных компаний. Как же быть с малым и средним бизнесом? Каковы перспективы его развития по исламским канонам?

- К сожалению, малый и средний бизнес в настоящее время еще не способен предъявлять осознанный спрос на такие услуги. Предприниматели хотят пользоваться исламскими ресурсами просто потому, что считают кредиты беспроцентными, а значит бесплатными. Многие представители малого и среднего бизнеса не видят за этими деньгами такой же ответственности перед банками, как если бы речь шла о традиционной финансовой модели. Тогда как в действительности ситуация прямо противоположная, потому что ответственность заемщик несет не только перед кредитором, но и перед вкладчиком или инвестором, привлечение средств которого позволяет банку выдать кредит.

Здесь опять-таки возникает проблема недостаточной информированности населения. Часто мне приходится сталкиваться с тем, что люди рассуждают так: «Приду в банк, пожалуюсь на жизнь, а мне с легкостью выдадут кредит на 10 лет». Это в корне неверно, ведь для исламских финансовых институтов риск-менеджмент никто не отменял.

- И в чем вы видите выход?

- В создании локальных инвестиционных фондов, участниками которых могли бы, помимо нас и наших стратегических партнеров, стать и простые граждане. Сейчас один из таких проектов реализуется в Татарстане, где мы организовали Халяльный индустриальный парк, который, помимо инфраструктуры, производственных и торговых площадей, позволит МСБ пользоваться денежными ресурсами по исламской модели.

В общем, главное в этом деле – запустить и отработать механизм, чтобы любой предприниматель четко понимал, у кого он берет деньги и кому должен их вернуть. Формы же реализации могут быть самыми разными: кооперативы, товарищества, ПИФы и т.п.

- Но будет ли спрос?

- Общеизвестно, что в России до сих пор очень велика доля населения, которое хранит деньги под матрацем. Тем более это касается мусульман, которые бережливы в силу своих религиозных убеждений. У них есть определенный запас денег, но вера не разрешает им заниматься ростовщичеством. А потому норма сбережений в таких семьях традиционно выше.

Вместе с тем, нельзя упускать из виду и тот факт, что хранить деньги дома в силу ряда причин небезопасно. Значит, будь у нас хотя бы исламские банковские окна, мы бы могли мобилизовать существенные объемы ресурсов.

- О какой сумме вы говорите?

- Знаете, расчет здесь нехитрый. Как-то Владимир Путин сказал, что у нас в стране проживает 20 млн. мусульман. Я практически уверен, что у каждого из них есть хотя бы по 10 тыс. рублей свободных денег. Даже бабушки имеют такой запас на свои похороны. А дальше – простая арифметика. Как видите, речь идет о $6-7 млрд. как минимум.

Но я хочу подчеркнуть, что исламская финансовая модель предназначена не только для мусульман. Любой человек, который увидит в ней рациональное зерно, будет ею пользоваться. Именно так и происходит во многих странах. По статистике, более 50% клиентов этических – именно так порой называют исламские банки – кредитных организаций не исповедуют эту религию.

А потому, как мне кажется, можно говорить, что потенциальные клиенты таких банков – все россияне. И в этом случае $6-7 млрд. увеличиваются до 1,5 трлн. рублей, которые пока законсервированы.

- Не боитесь ли вы, что конфессиональная принадлежность все же станет препятствием для немусульман и они предпочтут традиционные банки?

- Тут религиозный аспект не должен стоять на первом месте. Исламская финансовая модель для России – это, прежде всего, инновационный продукт, который способен придать дополнительный импульс развитию экономики. Вот сейчас, например, власти много говорят о необходимости снижения ставок по кредитам. Но ведь проблема в том, что активы и пассивы сильно отличаются по срокам. Помимо этого, существенная часть доходов по-прежнему остается в тени. И если новые инструменты смогут помочь в решении данных проблем, то это уже будет большим успехом.

- Чего же нам не хватает, чтобы его достичь?

- В немалой мере определенных изменений в законодательстве. Хотя речь и не идет о том, что без этого исламский банкинг будет стоять на месте, для рывка вперед все же нужно корректировать правила игры.

- Вы считаете это реальным?

- Думаю, наши финансовые регуляторы не столь уж невнимательны, чтобы не замечать происходящего вокруг. В отдельных странах бывшего СССР все законодательные препятствия уже устранены. Но одного этого мало. В том же Казахстане такие финансовые институты не развиваются так быстро, как хотелось бы, просто в силу того, что основная масса населения знает о новой модели крайне мало. А потому важно не только внести изменения в законы, но и подготовить людей, в том числе и специалистов.

Ведь если даже допустить, что завтра исчезнут все правовые препоны, мы ничего не получим. И здесь, на мой взгляд, необходимо наладить диалог российского Министерства финансов и Центробанка с теми странами, где есть удачный опыт сочетания западной и исламской финансовых моделей.

- Но ведь и в нашей стране уже была попытка внедрения исламских услуг Бадр-Форте Банком?

- Ситуация с тех пор, как мне видится, кардинально изменилась. А потому я бы не хотел ворошить прошлое, тем более что, по-моему, основной причиной отзыва лицензии у этой кредитной организации никак не было предоставление ею специфических для рынка продуктов и услуг. Думаю, это уже пройденный этап в истории отечественной банковской системы.

Более того, сейчас меняется и общемировая ситуация: исламские банки сегодня работают уже с гораздо более крупными финансовыми потоками, они показывают завидные результаты деятельности, расширяют собственную клиентскую базу, в том числе и вне мусульманских регионов. Тот же Китай с его не всегда дружелюбным отношением к приверженцам ислама активно развивает у себя целый город, вся финансовая система которого построена на нормах шариата. Кроме того, в Шанхае в скором времени будет проводиться крупнейший международный форум по исламским финансам.

А потому рассуждать о том, давать или не давать зеленый свет исламскому банкингу, нужно с учетом сложившихся на сегодня реалий. А они таковы, что кризис еще никто не отменил, и исламская модель может стать реальной альтернативой традиционной.

- И когда же, по-вашему, можно будет констатировать, что Россия созрела?

- По большому счету, я бы не советовал торопиться, ведь открыть сегодня исламский банк, чтобы завтра его закрыть, – это худший сценарий. Пусть мы потратим год, два, три, но внедрим эти инновации осознанно. И тогда у нас получится дать рынку качественный продукт, который привлечет не только внутренних, но и внешних инвесторов.

- Чем же, ведь зарабатывать деньги на деньгах по шариату запрещено?

- Во многом моделью взаимоотношений. В отличие от западных банков, которые развивают отношения с вкладчиком, с одной стороны, и с заемщиком, с другой, здесь цепочка состоит, по крайней мере, из трех звеньев: вкладчик (он же инвестор) – кредитная организация – заемщик. И это заставляет всех участников процесса гораздо более ответственно подходить к выбору партнеров, потому что может случиться так, что им придется делить с ними не только прибыль, но и убытки.

- Но что в таком случае заставит немусульман обращаться в такие банки, раз их доходы не гарантированы?

- В первые годы большая часть клиентов все же будет представлена приверженцами ислама, потому что не будет данных отчетности, которые позволят сопоставить показатели деятельности этических кредитных организаций с традиционными. Особенно сказанное относится к вкладчикам, потому как заемщики, как правило, с самого начала оказываются гораздо более дифференцированы в конфессиональном плане.

- А через пару лет начнется передел рынка?

- Вовсе нет. Как показывает международный опыт, резкого перетока клиентов от банков, построенных по западной модели, к исламским не происходит. Сфера влияния последних увеличивается в первую очередь за счет вовлечения в рыночный процесс тех, кто ранее просто был «за бортом» в силу своих убеждений, недоверия и т.д. А потому кардинальных перемен я не предвижу.

Возьмем ту же Малайзию. Только в прошлом году исламские банки достигли того, что около 20% населения этой страны стало обслуживаться у них. Как видите, четверо из пяти жителей по-прежнему предпочитают традиционные институты.

- С чем это, по-вашему, связано?

- Индустрия, о которой мы говорим, еще очень и очень молодая. Если западная модель развивается уже несколько сотен лет, то исламская – всего пару десятилетий. Заметным толчком к её прогрессу стали события сентября 2001 года в США. Тогда значительные объемы средств вернулись в страны мусульманского мира, и начался важный этап в развитии исламского банкинга. Слишком высоки стали риски в традиционных кредитных организациях.

Понимая это, владельцы капитала поспешили обезопасить свои накопления. А потому и стала создаваться новая ниша, тем более что финансовые показатели говорили в пользу этой модели. Если Россия подойдет к данному вопросу именно с этой стороны, то нам удастся получить должный экономический эффект и избежать разного рода непонятных ассоциаций.

- Кстати, о них… «Линова» как-то взаимодействует с рабочими группами при Ассоциации региональных банков и при Совете муфтиев России, занимающимися вопросами возможности создания исламского банкинга в нашей стране?

- С ведомством г-на Аксакова мы периодически контактируем. Что касается Совета муфтиев, то непосредственное сотрудничество здесь минимально. Объясню почему.

Во-первых, «Линова» – это коммерческая бизнес-единица. Во-вторых, у нас разные цели и задачи. Совет муфтиев должен работать с паствой. А потому я считаю неправильным, когда приезжающий в нашу страну глава или представитель финансового ведомства какого-нибудь мусульманского государства вместо встречи с Кудриным или Игнатьевым начинает работать с духовенством.

На мой взгляд, религиозные деятели могли бы в деле развития исламского банкинга играть значимую роль больше как просветители, а не инициаторы законодательных изменений. Каждый должен заниматься своим делом, и это надо четко понимать. Лишние же посредники между центробанками не нужны.

- Линар Габдельнурович, а какая форма предоставления исламских банковских услуг наиболее вероятна для России?

- Думаю, прежде всего, это будут инновационные банковские окна в традиционных кредитных организациях, что позволит последним диверсифицировать бизнес и снизить риски. Ведь нынешний кризис лишний раз подтвердил, что банки, работающие по шариату, чувствовали себя нередко не только не хуже, но даже лучше своих западных коллег.

- Давайте тогда предположим, что исламский банкинг у нас появился. Кто в этом случае будет выполнять роль контролирующего органа – Центробанк или Шариатский совет, который должен следить за соответствием бизнеса принципам ислама?

- Контрольным и надзорным органом, безусловно, останется Банк России. Институт же Шариатских советов должен заниматься вопросами соблюдения иных норм. В первую очередь, деятельность его необходима для клиентов-мусульман. Шариатский совет – это некий аналог ГОСТа, который подтверждает соответствие продукта определенному стандарту качества.

Если же говорить непосредственно о вариантах внедрения таких служб, то они могут существовать как внутри самих компаний или банков, так и стоять над ними как единое ведомство. Какая модель будет реализована в нашей стране, пока сказать не могу. Придет время – увидим.

Дания Сиддикова, Источник: Bankir.ru

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2017.