Если казахстанский предприниматель хочет получить кредит по шариату, то он должен в корне поменять принципы ведения своего бизнеса, говорит советник премьер-министра по экономическим вопросам Королевства Бахрейн Абдулла Хасан Саиф. О том, как привлечь исламские финансы и построить халяльную индустрию в стране, он рассказывает в интервью.
– Абдулла Хасан Саиф, какие инфраструктурные и правовые барьеры на сегодня не дают возможности в полном объеме привлечь исламский капитал в Казахстан?
– Чтобы создать почву для привлечения исламского финансирования в Казахстан, необходимо решить сразу несколько очень важных вопросов. Во-первых, привести законодательство республики в соответствие с требованиями арабского мира. Чтобы оно отвечало как нормам шариата, так и современным конституционным нормам. Поэтому законодательные акты должны быть детально пересмотрены. А для этого надо, чтобы в Казахстане работали компетентные специалисты. И это уже второй аспект. Ведь по требованиям арабских инвесторов клиент должен быть всегда доволен услугами фининститута. И любой работник исламского банка обязан четко знать, соответствует ли тот или иной кредит требованиям шариата. И третий важный момент – это государственная поддержка. С ее помощью общество будет осознавать, что данный продукт действительно нужен Казахстану. Иначе если не будет широкого распространения и информации об этом продукте и виде услуг, то общество не примет данную инициативу.
Кроме того, придется проделать огромную работу по изменению отношения к самим исламским продуктам. Как правило, большая часть населения воспринимает исламский банкинг как раздачу направо и налево беспроцентных кредитов и прощение их в случае невозврата. Однако на деле это совсем не так. Прежде всего исламский банкинг – это отнюдь не благотворительное дело, а достаточно сложный и прибыльный вид деятельности. Ведь в отличие от традиционного банкинга, где маржа – это разница между ставками по кредиту и депозиту, в исламском банкинге кредитная основа финансового бизнеса переведена в инвестиционную и процентов с вас не возьмут.
– Чем, на ваш взгляд, Казахстан привлекает восточных инвесторов и инвестиции?
– Думаю, есть несколько обстоятельств. Во-первых, практическая заинтересованность исламских банков вкладывать в новые рынки. Во-вторых, подписание договоренностей о развитии исламского банкинга на высшем государственном уровне. Иными словами, налицо подтвержденная делом готовность Казахстана создать такую финансовую инфраструктуру, которая отвечает традициям, нормам исламского банкинга. Как мне рассказали, на Казахстанской фондовой бирже будет выведен отдельный список компаний, деятельность которых не противоречит принципам шариата.
– Сейчас в арабских странах сосредоточен огромный капитал – почти $900 млрд, который необходимо выгодно инвестировать. А в связи с кризисом стоимость бизнеса в Казахстане существенно снизилась. Может ли данный факт стать стимулом для покупки казахстанских активов исламскими инвесторами?
– На самом деле в арабских странах сосредоточен гораздо больший капитал, чем тот, который вы озвучили. Так, например, в фонде Абу-Даби находится более $800 млрд. А $750 млрд – это активы исламских банков. Суммарная капитализация составляет более $2 трлн. В связи с проблемой ликвидности все материальные активы Казахстана значительно упали в цене и, естественно, представляют интерес для любого инвестора, обладающего капиталом.
– Есть ли необходимость создавать специальный государственный орган, координирующий деятельность исламских финансовых структур в Казахстане?
– Как правило, регулятором выступает центральный банк страны, при котором имеется шариатский совет, состоящий из видных ученых, обладающих знаниями шариата и финансов, который следит за исполнением исламских принципов финансирования. В Казахстане надзорным ведомством является АФН, поэтому совет по принципам исламского финансирования будет в каждом банке, как это и прописано в законе.
– В Казахстане появился первый исламский банк, работающий по принципам шариата – Al Hilal. Основным направлением фининститут выбрал корпоративное кредитование. Получается, что уровень так называемого потребительского кредитования останется не охваченным исламским банкингом?
– Не торопите события. Исламский банкинг расценивается как альтернативный и долгосрочный вид банковской деятельности, который существенно расширит возможности, доступность для казахстанцев новых финансовых услуг. Однако не следует забывать, что это абсолютно новая для вашей страны сфера, поэтому арабские инвесторы движутся в этом направлении постепенно, осваивая ваш сектор малыми шагами. Логически правильно начинать именно с корпоративного сектора. Потому что корпоративный сектор и сектор кредитования обычных потребителей – совсем разные вещи. Когда банк открывает свое представительство, он должен начинать именно с корпоративного сектора. Затем можно заняться торговым финансированием и уже после, когда система наладится и клиенты будут знать о продуктах исламского финансирования, наступает время запускать розничные инструменты. Ведь для кредитования обычных потребителей необходим отдельный маркетинг и очень большие расходы на то, чтобы информировать людей. С корпоративным сектором эти процессы протекают быстрее и легче.
– До сих пор мы говорили об исламских финансовых инструментах. А если брать шире – в чем особенности исламского бизнеса как такового?
– Если говорить просто, исламский бизнесмен вкладывает деньги только в разрешенные проекты. К запрещенным относится производство и продажа свинины, алкоголя, табачных изделий, индустрия азартных игр, производство и продажа оружия, если оно предназначено не для защиты. Кстати, многие западные бизнесмены, которые в свое время начали вести дела, опираясь на этические нормы исламского бизнеса, преуспели. Говоря об исламском бизнесе, нельзя не затронуть проблему халяльного производства. Предприниматели, работающие в этой сфере, сталкиваются с противоречием: с одной стороны, они производят халяльную продукцию, с другой – привлекают для этих целей нехаляльные средства, взятые, например, в банке под проценты. А ведь ростовщичество – очень серьезный грех для истинного мусульманина. Поэтому создание исламского банка, который позволит предпринимателям соблюдать религиозно-этические нормы, приобретает в Казахстане особое значение.
Ботагоз Танатова. Источник: Бизнес&Власть