Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



«Если каждый по сто тысяч принесет – это же миллионы!»

09.04.2010

Архив новостей:
«Если каждый по сто тысяч принесет – это же миллионы!»
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ ТАТАРСТАНА ПРЕДЛОЖИЛИ ДЕНЬГИ БЕЗ ССУДНОГО ПРОЦЕНТА

Можно ли исламскую модель экономики применить в Татарстане и пойдут ли деньги в малый бизнес, если финансировать проекты по нормам шариата. Дискуссия на эту тему развернулась вчера в торгово-промышленной палате РТ. Бизнес-сообщество республики высказало недоверие – разговоры уж несколько лет идут, а результат не виден. Специалисты возражали – хуже уж точно не будет.

Общественные слушания на тему "Развитие альтернативных форм финансирования малого бизнеса с использованием принципов исламской экономической модели" были организованы , общественной палатой РТ при участии ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ.

НА ВОСТОК В ПОИСКАХ ДЕНЕГ

Предприниматели, которых собрался полный конгресс-зал, хотели услышать: где и на каких условиях сегодня можно взять деньги на развитие своих проектов. У банков, говорили они, ресурсы есть, но нет желания рисковать вместе с предпринимателями. "Кредитование по классической модели экономики в России уперлось в потолок, - считает Артем Наумов, исполнительный директор общероссийской общественной организации "ОПОРА РОССИИ". – Нужно, например, снижать ставку рефинансирования, а это сделать проблематично. Банки предлагают средства под высокие проценты, "длинных" денег не дают, а стоимость залога занижают". Неудивительно, что предприниматели, испытывая кредитное голодание, мечутся в поисках новых источников финансирования, обращая взгляды на восток.

Оказалось, что различия между классической моделью экономики и исламской не столь большие, как может показаться на первый взгляд. Как рассказал Ренат Едиханов - партнер компании "АНСАР. Финансовые технологии", такой инструмент как мурабаха является разновидностью договора купли-продажи. Мушарака – совместное предприятие, напоминающее АО или ООО. Иджара схожа с лизингом. Мудараба фактически является доверительным управлением. Словом, для того, чтобы начать вести бизнес в России в соответствии с нормами шариата, достаточно в некоторых случаях внести соответствующие изменения во внутренние документы компании. Очевидно, что со временем будет дополнено и российское законодательство, но принципиальных изменений можно избежать. Как, например, поступили в Англии, где изменения в законах были минимальными.

Выступали также Максим Ахмадиев - партнер компании "АНСАР. Финансовые технологии" ("Обеспечение обязательств. Применение в исламской экономической модели"), и Айдар Каримов - руководитель группы бизнес инжиниринга ИФК "Линова" ("Перспективы развития проектного финансирования инвестиционных проектов в сфере АПК").

БЕЗ ССУДНОГО ПРОЦЕНТА КАК БЕЗ ФАКСА

Однако, больше всего предпринимателей в ТПП привлекла другая особенность исламской [ТПП РТ] модели. Это отсутствие ссудного процента. Предприниматель начинает возвращать пайщикам деньги с дохода, когда он у него появляется. В результате, он не попадает в кабалу банку, когда надо выплачивать ежемесячно строго определенный процент с кредита.

По такой схеме планирует начать свою работу финансово-инвестиционный союз "Аманат" (вообще, вся встреча была похожа на рекламу данной организации). Аманат зарегистрирован в форме кредитного потребительского кооператива, - рассказал его директор Владимир Карпеев. – Он соответствует российскому законодательству и принципам исламского финансирования. На первый взгляд вроде есть противоречие, но я всегда в таких случаях привожу пример: группа лиц зарегистрировала фирму в соответствии с законами РФ, но своим внутренним документом определила, что фирма не будет пользоваться факсом. Так и Аманат, работая в правовом поле России, отказался от ссудного процента".

Как заявил Карпеев, сегодня есть и потенциальные заемщики, и – самое главное – пайщики. Двое из них даже присутствовали на слушаниях. "Нельзя, чтобы затраты "Аманата" восполнялись пайщиками, поэтому отбор проектов будет тщательным", - предупредил пайщик Камиль Зарипов, которому, кстати, 83 года.

"ЧТО-ТО БОГАТЫЕ МУСУЛЬМАНЕ НЕ РВУТСЯ В РОССИЮ"

После докладов и выступлений оставшиеся в зале предприниматели перешли непосредственно к обсуждению темы. Первые же вопросы представителей бизнес-сообщества РТ оказались весьма откровенными. Закия Шафикова - владелица и гендиректор ИК "Элемте", усомнилась в перспективах исламской модели в Татарстане и назвала привлечение таких инвестиций "слишком нереальным". "Больше трех лет я принимаю участие в подобных разговорах, - начала Шафикова. – Мы рассчитываем на накопления населения, но что-то мне подсказывает – а я 12 лет занимаюсь привлечением инвестиций, – что денег у граждан не очень много. Да и доверят ли пожилые люди свои сбережения под проекты? Мы хотим, чтобы богатые мусульмане-иностранцы приехали к нам и дали деньги, когда мы выстроим соответствующие исламские модели. Но богатые люди не рвутся в Россию с инвестициями, наша страна одна из самых рискованных. Ни один исламский банк до сих пор не открыл на территории России ни своего офиса, ни представительства. Скажите, были ли привлечены средства в существующие структуры, длинные деньги из-за рубежа? Или речь идет о маленьких деньгах, которые, я не сомневаюсь, соберет Владимир Юрьевич, он давно в этом бизнесе".

"Минниханов и Исламский банк развития подписали соглашение о создании международной инвестиционной компании", - привел пример Хайдар Халиуллин.

"Ну и что, что подписали. Загонят туда деньги из бюджета республики…", - парировала Шафикова.

На вопрос попытался ответить Рустем Гатауллин - председатель комитета по развитию торгово-экономических отношений со странами Азии и Ближнего Востока ТПП РТ: "Мы хотели показать, что есть другие технологии ведения бизнеса. Я бы сказал, что это инновационный подход. Достаточно подредактировать внутренние документы, но при этом сам принцип ведения бизнеса существенно меняется. Что касается проектов, знаю, что проект в агропромышленной сфере у "Линова". Большинство татарстанских банков уже делают пробу пера, финансируя единичные проекты. Деньги в России есть, и у населения, и в банках, вопрос в том, какими путями мы будем развивать малый бизнес".

"НЕ ХОТИМ, ЧТОБЫ НАС ОБВИНИЛИ В ПРИКРЫВАНИИ ИСЛАМОМ"

Подробнее о работе союза "Аманат" газете "БИЗНЕС Online" рассказал его директор Владимир Карпеев:

- У нас практически все готово для работы. Проблема в том, что мы хотим, чтобы нас изначально признали в исламском мире как организацию, которая работает на его принципах. Чтобы никто не сказал – они исламом прикрываются, а сами творят неизвестно что. Поэтому мы ввели институт – он есть в любой исламской финансовой организации – шариатского экспертного совета.

- Кто в него входит?

- Внутренний шариатский экспертный совет – это, например, Камиль Зарипов, Нур ахмат Муруди, председатель лиги арабских студентов. Это люди, которые знают и Коран, и экономику. Тут проблем нет. Но внешний шариатский экспертный совет, к сожалению, пока в республике не работает. Есть очень много людей, знающих ислам и согласных работать в совете, но возглавлять его – нет. Говорят, что еще не готовы - это, действительно, большая ответственность. Вполне возможно, что внешний шариатский экспертный совет возглавит Булат хазрат (Булат Мулюков – прим. авт.). Он специалист, изучал исламские финансы. Но еще раз скажу, пока этот механизм не будет отлажен, мы не хотим начинать, чтобы на полпути нас не сбили несправедливыми обвинениями.

- Какова задача экспертного совета?

- Определение рамок дозволенного. В подробности договоров, "механику" он не лезет. Он должен проанализировать - соответствуют финансовые взаимоотношения, сделки, договора шариату или нет.

Я сам не мусульманин и когда начинаю спрашивать то, что мне непонятно, иногда получаю разные ответы. Оказывается, у многих разная трактовка Корана. Сегодня нет единых стандартов. Это все процесс познания, дискуссии, как, например, на "круглом столе" в ТПП, где происходит обсуждение, каждый советует, как сделать лучше. Даже название нашего союза – Аманат – можно написать по-разному. Если уж в написании одного слова возникают разные варианты, что уж говорить о более сложных вещах.

- Сколько в союзе пайщиков?

- Человек 25-27, но пока мы не ставим во главу угла нарастить численность. Желающих очень много. Камиль абый говорит – как только вы начнете работать, я все свои деньги сюда принесу, и все знакомые из мечети тоже. Вот потенциал! Человек скопил на старость, уж сто тысяч-то у него есть. Если каждый человек старшего поколения по сто тысяч принесет – это же миллионы!

- На слушаниях звучало другое мнение, что больших денег вы не соберете, и реально помочь малому бизнесу средствами не сможете.

- Ерунда. Малый бизнес – это тридцать, пятьдесят, ну двести тысяч рублей. Больше чем уверен, эти деньги мы найдем. Задачу собрать миллиарды мы не ставим.

- На каких условиях выдаете деньги?

- Процентов нет. Один вкладывает свой труд, энергию. Другой деньги. Стороны делят будущую прибыль, но на каких условиях – уж как договоритесь. В одном случае договорятся 10 процентов на 90, в другом – 50 на 50. Поскольку стороны являются "соучредители" - в кавычках, то, если предприятие потерпело фиаско, убытки делятся по договоренности.

- Как будет проходить отбор проектов для финансирования?

- Во-первых, бизнес-проект не должен противоречить принципам шариата, например, он не должен быть основан на алкоголе. Во-вторых, проект должен быть рентабельным. Деньги должны вернуться, потому что это деньги пайщиков

- Но могут и не вернуться. Это же бизнес.

- В исламе есть очень любопытная вещь – все богатства человеку дал Всевышний. Это его собственность, человек только распоряжается. Есть у тебя сто тысяч рублей - хорошо, но они не твои. Ты их вложил в проект, но предприниматель обанкротился и тебе вернулись только 50 тысяч. Тот, кто потерял, доказал, что были обстоятельства непреодолимой силы. Так и слава Всевышнему, вообще ничего не могло вернуться. В этом плане гораздо легче работать.

Обратите внимание, проект Аманат – социальный. С одной стороны, мы помогаем пожилым людям правильно вложить деньги. Человек всю жизнь работал, и в силу своих религиозных убеждений он не хочет проценты получать, а под подушкой деньги инфляция съест. Мы берем на себя ответственность и гарантируем, что ты вложишь деньги и получишь доход. С другой, молодым людям сегодня практически нереально взять деньги в банке. Мы объединяем два поколения.

- Предпринимателю обязательно быть мусульманином, чтобы взять у вас деньги?

- Абсолютно нет. Предприниматель подписывает договор, по которому добровольно берет на себя обязательства выполнять принципы экономического характера. Там нет ни слова о приверженности к той или иной конфессии. И мы - светская организация - также взяли на себя добровольное обязательство работать по исламским принципам. Которые на практике доказали свою эффективность, особенно в период мирового кризиса.

- Но доказали-то не в России…

- Ну надо же попробовать! Как возник мировой кризис? Проценты на проценты, фьючерсы – один пустой воздух. В исламе такого пузыря не может быть, поэтому в исламских банках кризиса не было. Мы не хотим конфронтацию с классической экономикой, просто предлагаем альтернативный способ финансирования малого бизнеса.

Владимир Казанцев Источник: Бизнес Online

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.