Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Исламский экономический старт в России

12.04.2010

Архив новостей:
Исламский экономический старт в России
Эффективные механизмы прямых инвестиций, непосредственное участие финансиста в бизнесе своего клиента, соблюдение принципов шариата в экономике не по букве, а по духу – таков рецепт внедрения исламских финансов в Россию специалистов из Российского центра исламской экономики и финансов.

Российский центр исламской экономики и финансов был учрежден в 2008 году в Казани, основной его задачей является проведение исследований и образовательных программ по теме. О перспективах реализации исламской экономической модели в России - в беседе с заместителем директора РЦИЭФ Искандером Исхаковым.

- Салам алейкум Искандер, давайте введем читателя в курс дела – каким образом в настоящее время в мире реализована исламская экономическая модель или исламские финансовые инструменты?

Уа алейкум ас-салам. Исламская экономическая модель по большей части на сегодняшний день остаётся лишь на страницах книг. Попытки её воплощения в некоторых странах (Иран) не увенчались серьёзным успехом, что, на мой взгляд, обусловлено недостаточной проработкой сути вопроса в соответствии с реалиями текущего времени.

Если же говорить о развитии исламской финансовой системы, то здесь, безусловно, нельзя не заметить высокие темпы развития. К примеру, индустрия исламского банкинга, по оценкам экспертов, ежегодно растёт на 15-20% в год. Для сравнения – рост активов традиционных банков в мировом масштабе составлял около 2-3% в год даже в докризисные годы.

Обусловлен этот рост, прежде всего, большим размером неудовлетворённого спроса со стороны мусульман на соответствующие шариату финансовые услуги. Так, доля активов исламских банков в глобальной банковской системе составляет не более 2%, хотя, как известно, доля мусульман в общем населении планеты составляет около 20%. В большинстве мусульманских стран доля исламских банков значительно ниже, нежели доля традиционных ростовщических банков. И пока есть мусульмане, которые хотят соблюдать предписания своей религии во всех её аспектах, отрасль исламских финансов будет только расти.

Каким образом этот опыт может быть использован в России?

Стратегия развития исламских финансов в России, прежде всего, должна основываться на понимании результата, к которому мы хотим прийти. Мировой опыт показывает, что основным желаемым результатом для практиков, воплощающих исламские финансы, является получить новый рыночный продукт, на который имеется неплохой спрос. В большинстве своём эти практики - бывшие банкиры, которые ни один десяток лет проработали в ростовщических банках, а потому стремятся удовлетворить этот спрос максимально близко к той форме, в которой они больше всего привыкли это делать.

В этом случае, стратегию внедрения исламских финансов можно свести к тому, чтобы совместно или на базе какого-либо традиционного российского банка предлагать продукты, максимально понятные банкирам, например мурабаха – продажа заказанного товара в рассрочку (по существу исламский аналог целевого кредита), или иджара – аренда с возможностью выкупа (исламский аналог лизинга). Для этих целей необходимо соответствующее правовое и налоговое сопровождение данных финансовых механизмов, которое можно получить в специализированных консалтинговых компаниях.

В принципе, для подобного внедрения сейчас имеются все условия – и дело остаётся лишь за тем, кто первый это воплотит в реальность. В дальнейшем, если мы хотим широкого распространения данной практики – необходимо будет адаптировать законодательную и налоговую базу под эти механизмы, дабы снизить издержки финансовых институтов по предложению подобного рода финансовых продуктов рынке.

Вместе с тем, немаловажным аспектом развития исламских финансов видится качество этого развития. На сегодняшний день, к сожалению, развитие исламских финансов в мире в целом идёт по пути репликации практики традиционных финансов, по большей части с формальным соблюдением требований Ислама. Так называемые исламские финансисты по в большинстве своем стремятся приблизить своими действиями исламский банкинг к модели англо-саксонского банкинга, структурируя тем или иным образом финансовые механизмы, дабы формально соблюсти требования шариата.

В результате, множество отрицательных явлений, которые присущи западному ростовщическому банкингу, сохраняются в той или иной степени и в исламском. Совсем недавно мир испытал на себя последствия этих явлений и это повод задуматься. И хотя исламская финансовая отрасль показала большую устойчивость в финансовый кризис, нежели западная – дальнейшее её развитие в существующем направлении будет вызывать аналогичные проблемы, только уже изнутри системы исламских финансовых учреждений. И это, на мой взгляд, основной вопрос, над которым стоит задуматься.

А существует ли альтернативная схема реализации принципов исламского финансирования в России, отличная от стратегии «репликации»?

Россия, по сути, абсолютно новый рынок, на котором существует возможность развивать исламские финансы, что называется с белого листа. И это хороший шанс для того, чтобы развивать исламские финансы в русле той модели, которая соответствует Исламу не только по формальным требованиям, но и по духу этой религии.

Подлинные исламские финансовые механизмы основываются не на операциях с фиксированной доходностью, а на принципах разделения прибылей и убытков, полноценном участии финансиста в бизнесе своего клиента. Это, безусловно, требует принципиально иного подхода к финансовым отношениям. И это то, что должны понимать мусульмане. По этому вопросу, я позволю себе процитировать наиболее известного на сегодняшний день шариатского учёного в области экономики, Муфтия Мухаммада Таки `Усмани:

«До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности по сравнению с традиционными банками, - исламские банки будут продолжать использовать чуждые Исламу принципы работы и подлинная исламская система никогда не будет установлена» (Taqi Usmani, An introduction to Islamic Finance, p. 167)

Как возможно организовать в России полноценное участие финансиста в бизнесе клиента? Какая это может быть форма организации?

В принципе для этих целей подходит практически любая форма, допускающая использование операций предполагающих вхождение в капитал предприятия и предполагающая удобный механизм аккумулирования денежных ресурсов. К примеру, это может быть товарищество на вере или инвестиционный фонд. Главной же трудностью на этом пути в российских условиях нам видится организация эффективной системы контроля за использованием капитала со стороны предпринимателей и достоверным отражением финансовых результатов.

Кроме того, как я уже говорил, это требует принципиально иного подхода к финансовой деятельности – подхода основанного на партнёрстве со своими клиентами. Это значительно усложняет работу финансиста: появляется необходимость уметь оценивать перспективность бизнес-проектов и полноценно сопровождать финансируемый бизнес. Когда успех финансовой операции напрямую зависит от успеха деятельности объекта финансирования, у финансиста появляется прямая заинтересованность в содействии его развитию. А эта компетенция выходит далеко за рамки сфер деятельности традиционных финансовых организаций. Поэтому помимо организационного сопровождения подобной модели финансовой деятельности, очень серьёзно необходимо будет проработать её бизнес-модель.

- Когда речь заходит о реализации альтернативных экономических моделей, эксперты говорят о том, что наряду с переориентированием средств инвесторов в исламскую модель, большой потенциал заключается и у обывателей «под матрасами». Какие вам видятся пути привлечения в реальный сектор экономики накопления граждан, которые не хранят свои сбережения в банках?

Для того, чтобы привлечь «деньги из под матрасов» в реальный сектор экономики необходимо доверие населения относительно перспектив этого реального сектора и эффективные механизмы вложений. В России же население по большей части доверяет не реальному сектору экономики, а финансовому, в основном представленному банками. По мнению экспертов, из вложений населения в банки лишь 15% от общей суммы доходит до реального сектора, остальные попадают либо на спекулятивные операции на финансовых рынках, увеличивая их нестабильность и раздувая «финансовые пузыри»; либо на кредитование потребительского рынка, искусственно завышая платёжеспособный спрос и порождая таким образом инфляцию.

Для того, чтобы деньги населения шли непосредственно в реальный сектор на наш взгляд в первую очередь необходимы серьёзные усилия по развитию институциональных механизмов обеспечивающих функционирование прямых инвестиций. Причём делаться это должно как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. И если существуют серьёзные сомнения относительно того, насколько современное российское финансовое бизнес-сообщество заинтересовано в этом, то у людей, нацеленных на развитие подлинной исламской финансовой модели, в этом должен быть прямой интерес. На наш взгляд, это и должно ставиться ключевой задачей в вопросе взаимодействия исламского бизнеса с российской властью.

Ваша принципиальная позиция о реализации аутентичных форм исламского предпринимательства, нежели классических англо-саксонских, формализованных под исламскую терминологию, концепция о механизмах прямых инвестиций предполагает, помимо организационной работы, огромный массив просветительской деятельности, ведь необходимо донести информацию и убедить в своей правоте и игроков на этом поле, сформировать соответствующее общественное мнение, практически воспитать потребителя. Что делается в этом направлении?

Российский центр исламской экономики и финансов уделяет особое внимание развитию понимания принципов исламской финансовой модели среди населения, так как именно от них будет зависеть, в какой форме она будет воплощаться в России, по воле Аллаха.

Известный американский экономист Майкл Портер, признанный эксперт в области анализа отраслей, стран и регионов, одним из главных постулатов своей теории выдвинул принцип зависимости конкурентоспособности отрасли от требовательности потребителей (к примеру, высокие требования японских потребителей к бытовой технике и электронике послужили весьма значимой причиной того, что их страна стала одним из мировых лидеров в этой области).

Уделяя внимание развитию понимания мусульман, которые будут требовать от финансовых институтов подлинного воплощения норм Ислама, мы рассчитываем, что в России исламские финансы будут развиваться в соответствии с этими требованиями.

И конечно помимо будущих потребителей эта идея должна доноситься и до тех, кто непосредственно будет воплощать в жизнь исламские финансы. Это одна из тех задач, которая ставится перед предстоящей Конференцией по исламской экономике и финансам в рамках Казанского Саммита 2010.

Сейчас достаточно информации необходимой для того, чтобы понять, как работают исламские финансовые институты на уровне потребителя – книги, статьи в интернете. О результативности же исламских финансовых институтов можно судить из специализированных информ-агентств, которые регулярно размещают новостную информацию об их деятельности, каковым, например, является сайт www.islamic-finance.ru.

РЦИЭФ уделяет большое внимание разъяснению населению, что же на самом деле должна представлять исламская финансовая модель, как работают те или иные её механизмы и какие к ним существуют требования с точки зрения Шариата. С этой целью в стенах Российского Исламского Университета периодически проводятся просветительские лекции на темы связанные с исламской экономической и финансовой моделью.

- Вы упомянули о Конференции по исламской экономике и финансам. Расскажите подробнее о том, в каком направлении будет работать конференция и о ее участниках.

Структуру Конференции можно условно разделить на следующие основные блоки:

- Текущее состояние исламской финансовой системы в глобальной финансовой архитектуре;

- Система шариатского регулирования исламских финансов;

- Перспективы дальнейшего развития исламских финансов.

В рамках этих блоков предполагается охватить широкий круг вопросов, которые актуальны как непосредственно с точки зрения развития исламских финансов на новых рынках, так и в целом в глобальном масштабе. В целом мы ожидаем от Конференции достижение ряда задач, в их числе, мы планируем оценить текущее состояние и перспективы развития исламских финансов в современном мире; проанализировать практику реализации исламских финансов с точки зрения воплощения ставящихся перед ними целей; определить необходимый вектор дальнейшего развития исламских финансов; определить модели воплощения исламских финансов в России и на новых рынках.

В качестве участников мы пригласили ряд мировых учёных в области исламской экономики, ключевых шариатских экспертов, а так же российских экспертов и специалистов. Ожидается участие представителей ведущих исламских научно-образовательных центров, таких как Бахрейнский Институт Банкинга и Финансов (BIBF), Малайзийского Института Исламского Банкинга и Финансов (IBFIM), и Исламского Института Исследований и Обучения, Саудовская Аравия (IRTI).

Мы убеждены, что дальнейшее развитие исламских финансов, как в глобальном масштабе, так и с точки зрения внедрения на новых рынках, каковым является Россия, должно иметь осмысленную направленность. Обозначить её и будет основной целью данной Конференции.

- Возвращаясь к вопросу о практической реализации исламских финансовых принципов в России, с какими проблемами могут столкнуться те, кто решит воплотить эти проекты в жизнь? Опыт какой страны, на ваш взгляд, наиболее адекватен для России?

Серьёзнейшей проблемой видится вопрос шариатского регулирования исламских финансов. Шариатское регулирование - одна из основ правильного функционирования исламской финансовой системы. Однако в этом отношении налицо колоссальный недостаток людей, обладающих глубокими шариатскими знаниями в вопросах современной экономики.

При этом желающих попасть в органы шариатского надзора и получить доступ к комиссионным вознаграждениям от финансовых организаций, может появиться предостаточно. В результате вместо контроля за соблюдением Шариата, мы рискуем получить жреческие комитеты с исключительно представительской функцией, борьба за кресла в которых будет основным уделом «шариатских экспертов».

Анализируя опыт других стран, на наш взгляд, на сегодняшний день нельзя выделить какую-то отдельную из них как эталон, в соответствии с которым должны развиваться исламские финансы в России, либо же где-то ещё в мире. В некоторой степени применительно к России, нам импонирует опыт мусульман США, которые достаточно активно развивают исламские финансы в своей стране, несмотря на существующие препятствия. Как известно в ряде стран существует практика адаптации регулирующей системы со стороны властных органов - в этом отношении наиболее продвинутой страной из немусульманских является Великобритания.

Однако в США по определённым причинам власти пока не идут на подобные меры, что делает их ситуацию близкой к российской. Более того, ситуация там осложняется ещё и тем, что каждый отдельный штат имеет свои дополнительные правила регулирования финансовых отношений, таким образом ставя необходимость согласования деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне каждого отдельного штата. Однако при этом, по оценкам экспертов в США действует не менее 19 финансовых институтов предоставляющих услуги в соответствии Шариатом: кредитные союзы, паевые фонды, фонды прямых инвестиций, совместные организации с банками, существует страховая компания. На наш взгляд, это прямой результат пассионарности американских мусульман и это тот опыт, который должен быть усвоен мусульманами всех стран.

Что же касается формы воплощения исламских финансов, то нам трудно выделить в этом отношении какую-либо отдельную страну. Существует опыт некоторых финансовых институтов в разных странах мира, который нам импонирует; существуют отдельные эксперты, которые предлагают интересные направления для будущего развития.

Источник: IslamRF

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.