Эффективные механизмы прямых инвестиций, непосредственное участие финансиста в бизнесе своего клиента, соблюдение принципов шариата в экономике не по букве, а по духу – таков рецепт внедрения исламских финансов в Россию специалистов из Российского центра исламской экономики и финансов.
Российский центр исламской экономики и финансов был учрежден в 2008 году в Казани, основной его задачей является проведение исследований и образовательных программ по теме. О перспективах реализации исламской экономической модели в России - в беседе с заместителем директора РЦИЭФ Искандером Исхаковым.
- Салам алейкум Искандер, давайте введем читателя в курс дела – каким образом в настоящее время в мире реализована исламская экономическая модель или исламские финансовые инструменты?
Уа алейкум ас-салам. Исламская экономическая модель по большей части на сегодняшний день остаётся лишь на страницах книг. Попытки её воплощения в некоторых странах (Иран) не увенчались серьёзным успехом, что, на мой взгляд, обусловлено недостаточной проработкой сути вопроса в соответствии с реалиями текущего времени.
Если же говорить о развитии исламской финансовой системы, то здесь, безусловно, нельзя не заметить высокие темпы развития. К примеру, индустрия исламского банкинга, по оценкам экспертов, ежегодно растёт на 15-20% в год. Для сравнения – рост активов традиционных банков в мировом масштабе составлял около 2-3% в год даже в докризисные годы.
Обусловлен этот рост, прежде всего, большим размером неудовлетворённого спроса со стороны мусульман на соответствующие шариату финансовые услуги. Так, доля активов исламских банков в глобальной банковской системе составляет не более 2%, хотя, как известно, доля мусульман в общем населении планеты составляет около 20%. В большинстве мусульманских стран доля исламских банков значительно ниже, нежели доля традиционных ростовщических банков. И пока есть мусульмане, которые хотят соблюдать предписания своей религии во всех её аспектах, отрасль исламских финансов будет только расти.
Каким образом этот опыт может быть использован в России?
Стратегия развития исламских финансов в России, прежде всего, должна основываться на понимании результата, к которому мы хотим прийти. Мировой опыт показывает, что основным желаемым результатом для практиков, воплощающих исламские финансы, является получить новый рыночный продукт, на который имеется неплохой спрос. В большинстве своём эти практики - бывшие банкиры, которые ни один десяток лет проработали в ростовщических банках, а потому стремятся удовлетворить этот спрос максимально близко к той форме, в которой они больше всего привыкли это делать.
В этом случае, стратегию внедрения исламских финансов можно свести к тому, чтобы совместно или на базе какого-либо традиционного российского банка предлагать продукты, максимально понятные банкирам, например мурабаха – продажа заказанного товара в рассрочку (по существу исламский аналог целевого кредита), или иджара – аренда с возможностью выкупа (исламский аналог лизинга). Для этих целей необходимо соответствующее правовое и налоговое сопровождение данных финансовых механизмов, которое можно получить в специализированных консалтинговых компаниях.
В принципе, для подобного внедрения сейчас имеются все условия – и дело остаётся лишь за тем, кто первый это воплотит в реальность. В дальнейшем, если мы хотим широкого распространения данной практики – необходимо будет адаптировать законодательную и налоговую базу под эти механизмы, дабы снизить издержки финансовых институтов по предложению подобного рода финансовых продуктов рынке.
Вместе с тем, немаловажным аспектом развития исламских финансов видится качество этого развития. На сегодняшний день, к сожалению, развитие исламских финансов в мире в целом идёт по пути репликации практики традиционных финансов, по большей части с формальным соблюдением требований Ислама. Так называемые исламские финансисты по в большинстве своем стремятся приблизить своими действиями исламский банкинг к модели англо-саксонского банкинга, структурируя тем или иным образом финансовые механизмы, дабы формально соблюсти требования шариата.
В результате, множество отрицательных явлений, которые присущи западному ростовщическому банкингу, сохраняются в той или иной степени и в исламском. Совсем недавно мир испытал на себя последствия этих явлений и это повод задуматься. И хотя исламская финансовая отрасль показала большую устойчивость в финансовый кризис, нежели западная – дальнейшее её развитие в существующем направлении будет вызывать аналогичные проблемы, только уже изнутри системы исламских финансовых учреждений. И это, на мой взгляд, основной вопрос, над которым стоит задуматься.
А существует ли альтернативная схема реализации принципов исламского финансирования в России, отличная от стратегии «репликации»?
Россия, по сути, абсолютно новый рынок, на котором существует возможность развивать исламские финансы, что называется с белого листа. И это хороший шанс для того, чтобы развивать исламские финансы в русле той модели, которая соответствует Исламу не только по формальным требованиям, но и по духу этой религии.
Подлинные исламские финансовые механизмы основываются не на операциях с фиксированной доходностью, а на принципах разделения прибылей и убытков, полноценном участии финансиста в бизнесе своего клиента. Это, безусловно, требует принципиально иного подхода к финансовым отношениям. И это то, что должны понимать мусульмане. По этому вопросу, я позволю себе процитировать наиболее известного на сегодняшний день шариатского учёного в области экономики, Муфтия Мухаммада Таки `Усмани:
«До тех пор, пока менеджмент, акционеры и клиенты исламских банков не будут готовы принять разницу в концепции их деятельности по сравнению с традиционными банками, - исламские банки будут продолжать использовать чуждые Исламу принципы работы и подлинная исламская система никогда не будет установлена» (Taqi Usmani, An introduction to Islamic Finance, p. 167)
Как возможно организовать в России полноценное участие финансиста в бизнесе клиента? Какая это может быть форма организации?
В принципе для этих целей подходит практически любая форма, допускающая использование операций предполагающих вхождение в капитал предприятия и предполагающая удобный механизм аккумулирования денежных ресурсов. К примеру, это может быть товарищество на вере или инвестиционный фонд. Главной же трудностью на этом пути в российских условиях нам видится организация эффективной системы контроля за использованием капитала со стороны предпринимателей и достоверным отражением финансовых результатов.
Кроме того, как я уже говорил, это требует принципиально иного подхода к финансовой деятельности – подхода основанного на партнёрстве со своими клиентами. Это значительно усложняет работу финансиста: появляется необходимость уметь оценивать перспективность бизнес-проектов и полноценно сопровождать финансируемый бизнес. Когда успех финансовой операции напрямую зависит от успеха деятельности объекта финансирования, у финансиста появляется прямая заинтересованность в содействии его развитию. А эта компетенция выходит далеко за рамки сфер деятельности традиционных финансовых организаций. Поэтому помимо организационного сопровождения подобной модели финансовой деятельности, очень серьёзно необходимо будет проработать её бизнес-модель.
- Когда речь заходит о реализации альтернативных экономических моделей, эксперты говорят о том, что наряду с переориентированием средств инвесторов в исламскую модель, большой потенциал заключается и у обывателей «под матрасами». Какие вам видятся пути привлечения в реальный сектор экономики накопления граждан, которые не хранят свои сбережения в банках?
Для того, чтобы привлечь «деньги из под матрасов» в реальный сектор экономики необходимо доверие населения относительно перспектив этого реального сектора и эффективные механизмы вложений. В России же население по большей части доверяет не реальному сектору экономики, а финансовому, в основном представленному банками. По мнению экспертов, из вложений населения в банки лишь 15% от общей суммы доходит до реального сектора, остальные попадают либо на спекулятивные операции на финансовых рынках, увеличивая их нестабильность и раздувая «финансовые пузыри»; либо на кредитование потребительского рынка, искусственно завышая платёжеспособный спрос и порождая таким образом инфляцию.
Для того, чтобы деньги населения шли непосредственно в реальный сектор на наш взгляд в первую очередь необходимы серьёзные усилия по развитию институциональных механизмов обеспечивающих функционирование прямых инвестиций. Причём делаться это должно как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. И если существуют серьёзные сомнения относительно того, насколько современное российское финансовое бизнес-сообщество заинтересовано в этом, то у людей, нацеленных на развитие подлинной исламской финансовой модели, в этом должен быть прямой интерес. На наш взгляд, это и должно ставиться ключевой задачей в вопросе взаимодействия исламского бизнеса с российской властью.
Ваша принципиальная позиция о реализации аутентичных форм исламского предпринимательства, нежели классических англо-саксонских, формализованных под исламскую терминологию, концепция о механизмах прямых инвестиций предполагает, помимо организационной работы, огромный массив просветительской деятельности, ведь необходимо донести информацию и убедить в своей правоте и игроков на этом поле, сформировать соответствующее общественное мнение, практически воспитать потребителя. Что делается в этом направлении?
Российский центр исламской экономики и финансов уделяет особое внимание развитию понимания принципов исламской финансовой модели среди населения, так как именно от них будет зависеть, в какой форме она будет воплощаться в России, по воле Аллаха.
Известный американский экономист Майкл Портер, признанный эксперт в области анализа отраслей, стран и регионов, одним из главных постулатов своей теории выдвинул принцип зависимости конкурентоспособности отрасли от требовательности потребителей (к примеру, высокие требования японских потребителей к бытовой технике и электронике послужили весьма значимой причиной того, что их страна стала одним из мировых лидеров в этой области).
Уделяя внимание развитию понимания мусульман, которые будут требовать от финансовых институтов подлинного воплощения норм Ислама, мы рассчитываем, что в России исламские финансы будут развиваться в соответствии с этими требованиями.
И конечно помимо будущих потребителей эта идея должна доноситься и до тех, кто непосредственно будет воплощать в жизнь исламские финансы. Это одна из тех задач, которая ставится перед предстоящей Конференцией по исламской экономике и финансам в рамках Казанского Саммита 2010.
Сейчас достаточно информации необходимой для того, чтобы понять, как работают исламские финансовые институты на уровне потребителя – книги, статьи в интернете. О результативности же исламских финансовых институтов можно судить из специализированных информ-агентств, которые регулярно размещают новостную информацию об их деятельности, каковым, например, является сайт www.islamic-finance.ru.
РЦИЭФ уделяет большое внимание разъяснению населению, что же на самом деле должна представлять исламская финансовая модель, как работают те или иные её механизмы и какие к ним существуют требования с точки зрения Шариата. С этой целью в стенах Российского Исламского Университета периодически проводятся просветительские лекции на темы связанные с исламской экономической и финансовой моделью.
- Вы упомянули о Конференции по исламской экономике и финансам. Расскажите подробнее о том, в каком направлении будет работать конференция и о ее участниках.
Структуру Конференции можно условно разделить на следующие основные блоки:
- Текущее состояние исламской финансовой системы в глобальной финансовой архитектуре;
- Система шариатского регулирования исламских финансов;
- Перспективы дальнейшего развития исламских финансов.
В рамках этих блоков предполагается охватить широкий круг вопросов, которые актуальны как непосредственно с точки зрения развития исламских финансов на новых рынках, так и в целом в глобальном масштабе. В целом мы ожидаем от Конференции достижение ряда задач, в их числе, мы планируем оценить текущее состояние и перспективы развития исламских финансов в современном мире; проанализировать практику реализации исламских финансов с точки зрения воплощения ставящихся перед ними целей; определить необходимый вектор дальнейшего развития исламских финансов; определить модели воплощения исламских финансов в России и на новых рынках.
В качестве участников мы пригласили ряд мировых учёных в области исламской экономики, ключевых шариатских экспертов, а так же российских экспертов и специалистов. Ожидается участие представителей ведущих исламских научно-образовательных центров, таких как Бахрейнский Институт Банкинга и Финансов (BIBF), Малайзийского Института Исламского Банкинга и Финансов (IBFIM), и Исламского Института Исследований и Обучения, Саудовская Аравия (IRTI).
Мы убеждены, что дальнейшее развитие исламских финансов, как в глобальном масштабе, так и с точки зрения внедрения на новых рынках, каковым является Россия, должно иметь осмысленную направленность. Обозначить её и будет основной целью данной Конференции.
- Возвращаясь к вопросу о практической реализации исламских финансовых принципов в России, с какими проблемами могут столкнуться те, кто решит воплотить эти проекты в жизнь? Опыт какой страны, на ваш взгляд, наиболее адекватен для России?
Серьёзнейшей проблемой видится вопрос шариатского регулирования исламских финансов. Шариатское регулирование - одна из основ правильного функционирования исламской финансовой системы. Однако в этом отношении налицо колоссальный недостаток людей, обладающих глубокими шариатскими знаниями в вопросах современной экономики.
При этом желающих попасть в органы шариатского надзора и получить доступ к комиссионным вознаграждениям от финансовых организаций, может появиться предостаточно. В результате вместо контроля за соблюдением Шариата, мы рискуем получить жреческие комитеты с исключительно представительской функцией, борьба за кресла в которых будет основным уделом «шариатских экспертов».
Анализируя опыт других стран, на наш взгляд, на сегодняшний день нельзя выделить какую-то отдельную из них как эталон, в соответствии с которым должны развиваться исламские финансы в России, либо же где-то ещё в мире. В некоторой степени применительно к России, нам импонирует опыт мусульман США, которые достаточно активно развивают исламские финансы в своей стране, несмотря на существующие препятствия. Как известно в ряде стран существует практика адаптации регулирующей системы со стороны властных органов - в этом отношении наиболее продвинутой страной из немусульманских является Великобритания.
Однако в США по определённым причинам власти пока не идут на подобные меры, что делает их ситуацию близкой к российской. Более того, ситуация там осложняется ещё и тем, что каждый отдельный штат имеет свои дополнительные правила регулирования финансовых отношений, таким образом ставя необходимость согласования деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне каждого отдельного штата. Однако при этом, по оценкам экспертов в США действует не менее 19 финансовых институтов предоставляющих услуги в соответствии Шариатом: кредитные союзы, паевые фонды, фонды прямых инвестиций, совместные организации с банками, существует страховая компания. На наш взгляд, это прямой результат пассионарности американских мусульман и это тот опыт, который должен быть усвоен мусульманами всех стран.
Что же касается формы воплощения исламских финансов, то нам трудно выделить в этом отношении какую-либо отдельную страну. Существует опыт некоторых финансовых институтов в разных странах мира, который нам импонирует; существуют отдельные эксперты, которые предлагают интересные направления для будущего развития.
Источник: IslamRF