О преимуществах исламской финансовой системы для малого и среднего предпринимательства, о результатах общественных слушаний на тему «Развитие альтернативных форм финансирования малого бизнеса с использованием принципов исламской экономической модели», а также о перспективах развития исламских финансовых институтов в рамках российского законодательства информационно-аналитическому изданию Islamic-Finance рассказал заместитель директора Российского Центра Исламской Экономики и Финансов Искандер Исхаков.
Ассалям уа Алейкум, Искандер! Начнем с главного: в чем преимущество исламских финансов для малого и среднего предпринимательства?
Уа алейкум ас-салам. Если использовать финансирование по механизмам разделения прибылей и убытков (мудараба, мушарака), которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения Ислама, то среди наиболее явных преимуществ можно выделить следующие:
Во-первых, предприниматель не принимает на себя столь существенного уровня риска, как это предполагается при получении ростовщического кредитования. Риск распределяется между предпринимателем и финансистом, и в случае понесения убытков предприниматель не попадает в долговую кабалу финансисту.
Во-вторых, финансист, имеет прямую заинтересованность в успешности финансируемого бизнеса, а потому может оказывать содействие его развитию. В мире существует ряд успешных примеров того, как исламские финансовые институты вносили позитивный вклад в развитие бизнеса своих клиентов.
В-третьих, меньшее значение приобретает залоговое обеспечение – таким образом облегчается доступ малого и среднего бизнеса к финансовым ресурсам, т.к. ключевым фактором при принятии решения о финансировании становится перспективность бизнеса, а не его текущее наличие ликвидных ресурсов.
Однако, к сожалению, мировая практика показывает, что механизм разделения прибылей и убытков является не самым популярным в исламских финансовых институтах. Тенденция такова, что всё больше и больше ИФИ (исламских финансовых институтов) стремятся воспроизводить практику традиционных банков, лишь формально относясь к соблюдениям требований Шариата. И на сегодняшний день основная масса операций ИФИ основывается на моделях, предполагающих фиксированную доходность и минимальный уровень риска – такие как мурабаха (фактически продажа заказанного товара в рассрочку) и иджара (исламская модель лизинга). Подобные механизмы имеют мало преимуществ по сравнению с традиционными финансами, хотя конечно предполагают значительно более мягкие условия для клиентов.
Как Вы оцениваете перспективы деятельности созданного кредитно-потребительского кооператива «Аманат»?
В этом отношении существует серьёзное опасение, которое связано с вопросом соответствия сущности организационно-правовой формы кредитно-потребительских кооперативов и направленностью деятельности, которую обозначило руководство «Аманат». Согласно российскому законодательству кредитно-потребительские кооперативы могут осуществлять финансирование лишь в рамках договора займа, одним из базовых принципов которого является принцип возвратности. Руководство КПК «Аманат» же провозгласило что будет заниматься финансированием по механизмам мудараба и мушарака, которые с точки зрения исламского права никак не могут классифицироваться как договора займа, а принцип возвратности замещается принципом разделения прибылей и убытков. Когда на общественных слушаниях я задал вопрос относительно этого противоречия, директор КПК «Аманат» Владимир Карпеев ответил, что никакого противоречия в этом нет, так как руководствоваться кооператив будет не российским законодательством, а решениями шариатского совета.
Безусловно это высказывание далеко от реальности, так как при возникновении спорных ситуаций ни один российский суд не будет ставить решения шариатского совета приоритетными над российским законодательством. А это означает дополнительные риски как для пайщиков, так и для тех, кто будет привлекать финансирование: если одна из сторон поведёт себя недобросовестно, то у неё будут определённые возможности доказать правомерность своего поведения в суде.
Однако для того, чтобы можно было делать более серьёзные выводы несомненно необходимо получше ознакомиться с моделью деятельности КПК «Аманат» - я считаю что руководство должно уделить этому определённое внимание в рамках реализации своей PR-политики.
В какой форме в рамках российского законодательства, помимо кредитных кооперативов, возможен исламский финансовый институт, финансирующий деятельность предпринимателей?
Это может быть достаточно широкий перечень организационных форм, которые позволяют аккумулировать и размещать финансовые ресурсы, к примеру инвестиционные фонды, товарищества на вере, жилищные кооперативы, лизинговые компании. На данный момент готовиться к запуску Товарищество на вере, которое будет работать в соответствии с исламскими принципами. На мой взгляд это наиболее простая и подходящая с точки зрения возможностей реализации исламских механизмов организационно-правовая форма.
Каким требованиям должен удовлетворять бизнес для получения финасирования? (не только халяльность, но и вопросы риск-менеджмента)
Безусловно, в первую очередь бизнес-проект должен соответствовать нормам Ислама. Однако экономическую составляющую тоже никто не отменял – проект должен иметь приемлемое соотношение риска и ожидаемой доходности.
Есть ли у нас специалисты для работы в исламских финансовых институтах? И как будет решаться кадровый вопрос после их создания?
На данный момент существует большое количество студентов и выпускников по экономическим специальностям. На мой взгляд, имея хорошее экономическое образование и способность к получению новых знаний, человек сможет работать в ИФИ. Используя образовательные возможности нашего центра процесс получения необходимых знаний значительно облегчается.
Кроме того, несколько ВУЗов начали подготовку специалистов, в программу которых будет входить изучения широкого круга вопросов связанных с исламской экономикой и финансами. В их числе РИУ и ТГГПУ и мы надеемся что их будущий выпуск внесёт свой вклад в развитие исламских финансов в России.
Большое спасибо за беседу.
Тимур Сагдеев. Islamic-Finance.