В интервью с Советником Премьер-министра Республики Татарстан по вопросам взаимодействия с исламскими финансовыми институтами, Президентом Фонда развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund) Линаром Якуповым – новый тренд современной экономической политики России – разворот на Восток.
Линар Габдельнурович, Татарстан не случайно выбран штаб-квартирой IBFD Fund: республике есть чем гордиться в вопросах развития исламских финансов и сотрудничества с Востоком… Последние шесть лет столица Республики Татарстан – Казань – ежегодно становится главной площадкой взаимодействия России с мусульманскими странами в рамках Международного экономического саммита России и стран ОИС (KazanSummit). Саммит, который в 2009 году начался с инициативы проведения конференции по исламским финансам, за минувшие годы вырос в мероприятие международного масштаба, на которое съезжаются министры стран исламского мира, представители исламских финансовых организаций со всего мира, парламентарии и бизнесмены. И если в первые годы проведения KazanSummit обсуждались теоретические аспекты развития исламской финансовой модели, то сегодня – это уже конкретные практические шаги.
Инфраструктура исламских финансов в Татарстане сейчас включает Фонд развития исламского бизнеса и финансов (IBFD Fund), Татарстанскую международную инвестиционную компанию (ТМИК), Евразийскую лизинговую компанию (ЕАЛК), Ак Барс Банк, финансовый дом «Амаль», страховую компанию «Альянс Жизнь» и ряд других организаций. В качестве образовательной платформы функционирует Российский центр исламской экономики и финансов (РЦИЭФ). Во всех этих структурах по направлению «исламские финансы» сегодня работают уже свыше 60 человек. Это позволяет говорить о том, что в Татарстане закладывается основа исламской финансовой индустрии и регион может стать пилотной площадкой Российской Федерации для запуска финансов, основанных на этических принципах.
Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов занимает активную позицию в вопросах экономического сотрудничества с мусульманскими странами. При Президенте действует Совет по взаимодействию с международными финансовыми институтами, в рамках деятельности которого ведётся работа по взаимодействию с исламскими финансовыми структурами.
Что ещё, помимо создания финансовых структур и реализации проектов, необходимо для старта исламского банкинга? Ведь и на федеральном уровне не скрывают заинтересованности в создании полноценной исламской финансовой системы в России. Для становления и развития исламской финансовой системы, внедрения этических норм ведения бизнеса, как правило, рассматриваются два возможных варианта. Например, как в Казахстане, где исламская финансовая система была запущена с помощью политической воли первого лица страны и через директивное принятие закона, регулирующего исламские финансы и банкинг. Другой вариант, когда сначала формируется практика применения исламских финансовых инструментов в рамках существующего законодательства. Потом она анализируется и на этой основе формируется необходимая правовая база. Мы сейчас больше движемся по второму пути.
То есть практики для старта достаточно, осталось только её законодательно закрепить?! Если говорить о Татарстане, то, действительно, республика продвинулась в этом плане дальше других российских регионов. Но при всём при этом привлекать большие инвестиции на механизмы, которые ещё только прорабатываются, довольно сложно. Нельзя забывать, что до введения санкций до 90% инвестиционных проектов были связаны со странами Европы и Америки. Почему так произошло? В 90-х годах мы учились создавать банки в соответствии с западными стандартами. Перенимали опыт ведения бизнеса развитых стран, учились с ними работать. Вносились соответствующие изменения в российское законодательство. В результате была создана довольно эффективная правовая и инвестиционная среда, которая позволила наладить полноценную работу с западными инвесторами.
С введением санкций Россия стала активно работать с азиатскими странами. С Китаем, например. Сегодня Россия в рамках диверсификации внешних экономических связей выстраивает деловые взаимоотношения со странами Азии и Ближнего Востока. Но необходимого опыта, а иногда и правовой базы, которая бы позволяла нам работать с ними на полную мощь, пока недостаточно. Да, в России начинают открываться филиалы и представительства азиатских банков и финансовых структур, но если говорить о бизнесе с тем же Китаем, то видно, что готовности полноценно с ними работать не хватает, приходится набивать шишки. Для реальной работы должна сложиться новая культура взаимодействия.
А если говорить о странах арабского мира: что мешает России активизировать работу в этом направлении? С арабским миром то же самое: направление исламских финансов требует отдельного подхода. Так получилось, что они регулируются иначе, имеются вопросы двойного налогообложения, которые в каждой стране, где внедряются исламские финансы, приходится решать. На сегодняшний день уже назрела необходимость введения в российское правовое поле юридически закреплённой терминологии по исламским финансам и банкингу, выработки необходимой практики и снятия тех барьеров, которые пока не позволяют полноценно работать исламским финансовым структурам. Через это просто нужно пройти. В моём представлении, работа в этом направлении может продлиться ещё год-два-три максимум. Думаю, что наша страна уже очень близка к принятию экономически важного решения о внедрении этического банкинга.
Если в случае с исламским банкингом есть ряд барьеров, которые ещё нужно преодолеть, то такой продукт как сукук, например, вполне реален. Более того, разговоры о том, чтобы на территории Российской Федерации был произведён выпуск исламских ценных бумаг, идут довольно давно. Рынок сукук действительно растёт очень быстрыми темпами, в среднем на 15% в год. В 2014 году дебютные выпуски суверенных сукук состоялись в Гонконге, Сенегале, Южной Африке, Люксембурге и Великобритании. О желании выйти на этот рынок заявляют Япония, США, Южная Корея, Тунис, Бангладеш… На конец 2014 года выпуск ценных бумаг прогнозируется в сумме 300 млрд. долларов.
В странах СНГ опыт по выпуску сукук есть у Республики Казахстан, где в 2012 году Банк развития Казахстана успешно разместил первый выпуск исламских ценных бумаг сукук мурабаха на сумму 240 млн. малазийских ринггитов.
У IBFD Fund сегодня подписаны соглашения с финансовыми центрами Малайзии и Англии, идёт активная работа с Дубайским центром развития исламской экономики. Есть чёткое понимание того, как с этим инструментом работать и что нужно предпринять для реализации проекта по выпуску сукук. В марте 2015 года в Казани во второй раз состоится Kazan Sukuk Conference, где будут обсуждаться вопросы запуска сукук как инструмента для привлечения средств в инвестиционные проекты крупных корпораций, а также формы финансирования развития региональной инфраструктуры, обзор возможностей использования сукук и механизмы применения исламских ценных бумаг в современных условиях.
Линар Габдельнурович, как именно сегодня выстраивается работа в направлении внедрения исламских финансовых продуктов в России? Какие реальные шаги уже предприняты? Очень важно, что в этом процессе активно участвуют наши образовательные учреждения, которые разрабатывают и запускают профильные программы, организуют тренинги для игроков рынка, привлекая для этого экспертов-практиков международного уровня. Подготовка человеческих ресурсов была и остаётся одной из важнейших составляющих любого экономического процесса. В Татарстане, как я уже говорил, успешно функционирует РЦИЭФ, работают факультеты по изучению исламской экономики и финансов.
В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации создана рабочая группа по изучению возможностей развития исламского финансирования в России. В рамках KazanSummit при поддержке Совета Федерации ежегодно проходит консультативная встреча парламентариев России и стран ОИС, где обсуждаются практические вопросы развития исламской финансовой модели на территории Российской Федерации, вопросы взаимодействия со странами исламского мира. Активную деятельность в этих вопросах ведёт заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов.
Работать в этом направлении также начинают Ассоциация российских банков и Ассоциации региональных банков.
Большую заинтересованность проявляет и Центральный банк России. Как заявила на днях глава ведомства Эльвира Набиуллина, главный регулятор изучает вопрос создания нормативного поля для функционирования исламских банков. Эта инициатива показывает готовность власти к конкретным шагам. Объём исламских финансовых ресурсов год от года растёт и с этим ёмким рынком финансов нужно работать, нужно создавать условия и на федеральном уровне принимать необходимые изменения в законодательстве. Работа идёт. Скептики говорят о том, что доля привлечения исламских средств в России мизерна, но давайте вспомним, сколько традиционных банков у нас было в начале 90-х. Это всего лишь вопрос времени и конкретных совместных действий государства, финансовых и других заинтересованных организаций.