Бывший министр Египта по вопросам инвестиций Махмуд Мухиелдин в статье для Project Syndicate рассуждает о том, что несмотря на огромный потенциал, многие государства ОИС не могут добиться всестороннего развития.
Рассуждения экс-министра об исламском банкинге, обладающем довольно серьёзным потенциалом и способным улучшению уровня жизни стран третьего мира, где большая часть населения исповедует ислам, публикует издание
«Вести. Экономика».
«Многие из этих стран подвержены воздействию печально известного «ресурсного проклятия»; в других винить приходится слабое руководство и недееспособные институты. Ситуация осложняется тем, что огромное большинство (около 71%) из тех 125 млн человек, которые находятся в зоне конфликтов и природных катастроф, проживает в странах ОИС. Нестабильность приводит к огромному напряжению бюджетных ресурсов стран региона.
Но у этих стран есть варианты действий. Например, капитал, накопленный в финансовых системах некоторых из государств ОИС, мог бы сыграть важную роль в содействии достижению целей развития, особенно если удастся задействовать в полную силу исламское финансирование.
Исламские финансы имеют важные преимущества по сравнению с традиционными финансовыми продуктами. Запрет процентов, требование связи инвестиций с реальной экономикой, а также принцип совместного разделения прибылей и убытков – всё это повышает стабильность финансового сектора. Кроме того, исламские финансы способствуют росту доступности финансовых услуг, так как они приемлемы для людей, которые по культурным или религиозным причинам исключены из традиционных финансовых систем. Возможно, именно этим объясняется то, что в последнее десятилетие или около того исламские финансы растут в среднем на 10-12% в год.
Для того чтобы исламские финансы в полной мере сыграли свою роль в оживлении и диверсификации экономики стран ОИС, правительствам этих стран необходимо провести важные реформы. В первую очередь нужны сильные правовые институты, защищающие права собственности и гарантирующие соблюдение контрактов. Кроме того, для того чтобы у людей возникло полное доверие к исламским финансовым продуктам, необходимо вводить стандарты и регулирование в этой отрасли. Налоговую политику также следует скорректировать для недопущения дискриминации исламских финансовых инструментов.
Группа Всемирного банка совместно со своими партнёрами работает над тем, чтобы помочь в проведении этих реформ. Более того, она уже запустила в этом регионе инвестиционные проекты, в которых используется исламское финансирование. Казначейство Всемирного банка выпустило несколько исламских финансовых инструментов, в том числе два выпуска сукук (облигации, соответствующие исламскому запрету на начисление процентов) на сумму 700 млн. долларов. Кроме того, подразделение банка, работающее с частным сектором (Международная финансовая корпорация, сокращенно IFC), учредило IFC Sukuk Company. В 2015 году эта компания выпустила трастовые сертификаты на сумму 100 млн. долларов.
Подразделение банка, занимающееся страхованием политических рисков (многостороннее агентство по гарантированию инвестиций), предоставило инвестиционные гарантии, соответствующие нормам шариата, на сумму 427 млн. долларов для инфраструктурного проекта в Джибути и застраховало политические риски на сумму 450 млн. долларов для инвестиционного проекта в телекоммуникационном секторе Индонезии. Вместе с группой Исламского банка развития, ООН и другими донорами Всемирный банк создал совместное предприятие для помощи странам, которые больше всех страдают от нестабильности, путем предоставления им льготного финансирования. Сюда относятся и исламские финансовые инструменты для Ливана и Иордании, призванные помочь им справиться с расходами на беженцев из Сирии.
Ключевую роль в повышении доступности финансовых систем, особенно для тех групп населения, которым этот доступ особенно затруднён, могут сыграть новые технологии. К примеру, около 90% сирийских беженцев имеют доступ к смартфонам, с помощью которых они могут получить доступ к финансовым услугам. Нам нужно добиться максимально полного использования подобных технологий.
Наконец, существуют и гуманитарные задачи. Уже ведётся работа над решением вопроса, как можно вакуф (пожертвования на благотворительность), закят (обязательный налог в пользу бедных) и различные другие исламские финансовые инструменты эффективно и продуктивно использовать для удовлетворения гуманитарных нужд.
Исламские финансы могут стать долгожданным решением проблем развития мусульманского мира. Их способность повышать финансовую стабильность, содействовать росту доступности финансовых услуг и стимулировать устойчивое развитие может привести к преображающим переменам в странах региона. Для того чтобы реализовать этот потенциал, исламским финансами – не в меньшей степени, чем традиционному финансовому сектору, – требуется благоприятная среда, такая, где обеспечены равные правила игры, адекватное регулирование и возможность эффективного партнёрства».