Сегодня во всем мире говорят о развитии исламской экономики. Интересно, что развивается она не только в мусульманских странах, но и в Европе, США. Например, недавно Швейцария стала одним из западных государств, присоединившихся к исламской финансовой системе. А Лондон давно считается центром исламской финансовой активности. Принципы исламского финансирования и банкинга используются в Киргизии. Определенная деятельность по внедрению данных экономических инструментов ведется в России и Татарстане.
В Москве, например, функционируют две рабочие группы: при Совете муфтиев России и при Ассоциации региональных банков. Их цель - создать "мозговой центр" для разработки и внесения поправок в российское законодательство, которое в нынешней редакции не позволяет в полной мере развиваться исламским финансам. В Казани же летом минувшего года прошел Международный саммит исламского бизнеса и финансов, собравший представителей более 20 стран. Его инициатором выступила компания "ИФК Линова", которой удалось организовать встречу российского и иностранного бизнеса.
Так или иначе, интерес к исламской модели экономики растет неуклонно. Мы попытались разобраться, что она из себя представляет и с чем, собственно, связан этот интерес к ней.
Что это за модель?
Исламская модель экономики в первую очередь основана на Коране и хадисах. Главная отличительная черта исламских финансов - это отказ от ссудного процента. Мысль проста: прибыль должна стать вознаграждением за риск, который сопутствует любой деловой сделке. Нельзя выплачивать собственнику капитала заранее установленную сумму, которая гарантирована вне зависимости от доходности предприятия, как это происходит в случае взимания процента. Поэтому сам владелец денежных средств несет такую же ответственность, как и хозяин предприятия, и наравне делит с ним и прибыль, и убытки.
У исламского бизнеса есть свои особенности, которые отличают его от западного. Так, например, запрещено заниматься производством оружия, алкоголя, табака, свинины, некоторых других вещей и их торговлей. В общем, тем, что не отвечает канонам шариата.
Имеет свою специфику и финансирование проектов.
"Всевышний запретил рибу и разрешил торговлю. Соответственно, за любой сделкой дол-жен стоять актив. Если проводишь какую-то торговую операцию, ты не можешь продавать "пустые" бумаги. Нельзя выпускать ценные бумаги без поддержки реальными активами", - говорит директор "ИФК Линова" Линар Якупов. Поясним, что "риба" в переводе с арабского означает "увеличение", "приращение". В широком значении это любой процент при осуществлении торговых и финансовых операций, позволяющий одной из сторон получить доход за счет другой, без предоставления ей соответствующей компенсации.
Кроме торговых сделок, разрешены и партнерские, которые представлены двумя видами: мудараба и мушарака. Мудараба - договор, по которому владелец избыточных средств доверяет их другому лицу, обладающему возможностями и предпринимательским талантом для их эффективного использования. Доход от средств распределяется между ними в соответствии с ранее заключенным соглашением о долях. Убытки несет владелец капитала, а "доверенное" лицо не получает вознаграждения за свои усилия. Мушарака - договор товарищества. В банковском деле на основе мушарака между банком и клиентом заключается специальное соглашение, по которому полученная прибыль делится между ними в заранее оговоренных долях. Убытки подлежат распределению пропорционально вкладу в капитал. Управление проектом может осуществляться как всеми сторонами, так и только одной из сторон.
По словам Линара Якупова, в исламском бизнесе также приходится избегать таких вещей, как гарар (араб.: опасность) - элемент неопределенности в предмете договора или в отношении цены товара, а также просто спекулятивный риск. Он, например, присутствует при продаже товара, которым продавец в момент заключения соглашения не обладает, или в договоре, исполнение условия которого поставлено в зависимость от наступления или ненаступления определенного события (падение курса валют и так далее).
"Всевышний дал нам ресурсы, мы должны максимально эффективно их использовать и получить определенный результат", - продолжает он. Это еще одна особенность: все люди, которые живут на планете, являются поверенными Всевышнего. Он, по сути, доверяет нам на определенный срок нашей жизни какие-то ресурсы, которые мы максимально эффективно должны использовать во благо себе, своей семье, родным, обществу.
Есть у бизнеса и определенное обязательство - закят - налог в пользу нуждающихся членов мусульманской общины. Вообще, его выплата является одним из пяти столпов ислама и предписана всем мусульманам (в лице глав семейств), обладающим необходимым установленным минимумом средств. В бизнесе же его сумма составляет 2,5 процента от прибыли за год. Есть несколько вариантов выплаты, например, через специальные распределительные центры - фонды "закят" (которые есть в большинстве мусульманских стран), можно отдать деньги в мечеть или просто раздать их бедным, нуждающимся людям. Такие выплаты являются своего рода очищением от полученной прибыли. В то же время это некий стабилизационный фонд, куда могут обратиться люди с денежными затруднениями.
Конечно, нельзя не сказать и про этичность исламского бизнеса, который основан на шариате (совокупность правовых и религиозных норм, основанных на Коране) и понятии "халяль". Здесь нельзя получать выгоду запрещенными, нарушающими этические нормы путями. "Речь ведь идет не только о халяльном мясе. Важно, чтобы на данном предприятии люди не пили, не ругались матом, были взаимовежливы и уважали друг друга", - отмечает Линар Якупов. По его мнению, у нас в республике достаточно бизнесменов, которых можно было бы считать исламскими. Но, ввиду того что пока отсутствуют исламские методы финансирования, они не попадают под данное определение. "Наверное, здесь уместно было бы ввести понятие "мусульманский бизнес", вот такой в Татарстане существует", - продолжает он.
Еще есть такое понятие, как "исламский банкинг", - это банковская система, в которой все связанные действия, операции проводятся в соответствии с нормами шариата, который, в свою очередь, позволяет банку обеспечивать себя активами и запрещает деловые отношения на процентной основе.
Но бизнесмен не всегда точно знает, насколько он идет по линии исламского бизнеса, и может легко уйти в сторону, сделать что-то не так. Поэтому существует Шариатский комитет (совет) - это независимый орган в составе правоведов, специализирующихся в области исламского коммерческого права, который несет ответственность за управление, проверку и надзор за действиями исламских финансовых институтов в целях их соответствия принципам и правилам шариата. Для этого и вводится сертификация халяль на продукцию, которая должна соответствовать нормам ислама.
Конечно, сложно в одной статье полностью передать всю специфику исламской модели экономики, мы отметили самые главные, на наш взгляд, моменты и принципы.
Не продавай того, чего не имеешь
Специалисты уверены, что исламская модель экономики может стать ответом на проблемы, которые породил мировой финансовый кризис. Да и в целом, как показывает анализ, именно исламские банки оказались более устойчивыми в сложный момент и менее всего пострадали, чего не скажешь о западных. Действительно ли это так и в чем преимущества исламского бизнеса? С этими вопросами мы обратились к специалистам кафедры мировой и национальной экономики Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, где вплотную занимаются изучением данной темы. И вот какие ответы мы получили от и.о. декана социально-экономического факультета профессора Дамира Хайруллова, заведующего кафедрой мировой и национальной экономики Михаила Панасюка и доцента этой же кафедры Марата Гибадуллина.
Известные уже факторы мирового кризиса не могли иметь место в исламской экономике. Главным среди них является то, что финансовые структуры, соответствующие предписаниям шариата, не имеют права передавать долг кроме как по номинальной цене (нет спекуляции). Активы исламских банков связаны с реальными вещами - недвижимостью, производством, оборудованием и так далее. Если следовать канонам шариата, то ипотечный кризис просто невозможен, так как нельзя продавать долг за долг. Поэтому исламские банки не могут продавать долги по ипотеке в виде ценных бумаг под проценты. Важную роль играет запрет на рибу, который касается продажи долгов за цену выше номинального долга, даже в рассрочку.
Фундаментальный принцип исламского финансирования - "не продавай того, чего не имеешь", и ограничение на продажу долгов устраняет возможность появления спекуляции на рынке. Таким образом, исламские финансовые институты благодаря своим уникальным чертам остаются во многом защищенными от влияния мирового финансового кризиса. Об этом свидетельствуют показатели развития экономики исламских стран. Так, в Египте, одной из стран-лидеров исламского мира, по данным "Новостей Египта RSS", в 2009 году ожидался рост ВВП свыше шести процентов. При этом банки Египта находятся в хорошем состоянии и не испытывают проблем с ликвидностью. Вместе с тем, по прогнозам Международного валютного фонда (МВФ), в США зафиксировано сокращение в 2009 году ВВП на 2,5 процента. По данным правительства ФРГ, ВВП Германии в 2009 году сократился на шесть процентов.
Приведенные данные показывают, что экономика исламских стран благодаря своим уникальным финансовым инструментам оказалась более устойчивой к влиянию мирового кризиса. Поэтому исламские финансовые инструменты заслуживают пристального внимания, всестороннего изучения и внедрения их элементов в российскую экономику. Главной особенностью организации бизнеса по исламским канонам следует считать запрет на взимание процента по кредитам. Вместо процента исламские банки могут предложить свое право на участие в доходах бизнеса, в которые вложены деньги. При одном обязательном условии - вкладчик должен разделить и возможные убытки. Бизнесмен и банк несут обоюдную ответственность своим вложенным капиталом за реализацию проекта. Это предохраняет бизнесмена от разорения, так как выполнение проекта и использование финансовых средств контролируется также и банком. Это позволяет исламскому бизнесу более твердо держаться на ногах и успешно развиваться.
"К сожалению, определенные исламские банки тоже пострадали. В основном это те, которые более 80 процентов вкладывали в недвижимость. Поэтому исламскому банкингу кризис тоже преподнес хороший урок, но в то же время они не обвалились, хоть и пострадали", - говорит Линар Якупов.
Есть ли перспектива?
Что делается у нас в республике в плане развития исламской модели экономики? Более серьезные подвижки в данной области начались как раз после проведения вышеупомянутого саммита. Основным результатом, пожалуй, стала активная работа по созданию Международной инвестиционной компании.
Кроме того, с октября позапрошлого года на базе Российского Исламского университета начал свою деятельность Российский центр исламской экономики и финансов. Его основные задачи на данном этапе - исследования и публикации, подготовка соответствующих специалистов.
На стадии завершения - создание в Балтасинском районе Халяльного индустриального парка. Фермерские хозяйства, частные подворья, индивидуальные предприниматели будут поставлять свою продукцию в парк, а резиденты ХИПа станут заниматься ее дальнейшей переработкой и изготовлением продуктов. Контроль качества сырья, хранение, логистика, а также дистрибьюция, ведение бухгалтерского учета будут осуществляться специалистами индустриального парка. Его открытие предполагается в этом году.
В конце октября 2008 года компанией "Линова" была представлена разработка "Гид по исламским финансам в России. Часть I. Инфраструктура". Это практический инструментарий по исламской финансовой системе, который охватывает основы правовой системы, налогообложение, финансовую инфраструктуру.
Пожалуй, заметным событием станет и Татарстанская международная инвестиционная компания (ТМИК), которая заработает в Казани в нынешнем году. Предполагается, что 20 процентов ее капитала будут принадлежать Татарстану в лице Инвестиционно-венчурного фонда и дирекции внебюджетных программ мэрии Казани. Еще 20 процентов - группе Исламского банка развития, остальные 60 - международным инвесторам из Саудовской Аравии, Бахрейна, Кувейта, Йемена.
О перспективах Татарстана в плане применения исламской модели экономики известный специалист по исламской экономике, кандидат юридических наук преподаватель МГИМО МИД РФ Ренат Беккин говорит так: "Перспективы у исламских финансов в Татарстане есть, так как здесь наблюдается высокий спрос на подобные финансовые услуги. В случае появления исламских банков и страховых компаний можно ожидать роста клиентской базы, в том числе и за счет перехода клиентов из традиционных банков и страховых компаний. Это в плане спроса.
Но надо отметить, что реально серьезные исследования в данной области никто не проводил, хотя это очень важно. Опрос своих клиентов на предмет отношения к исламским финансовым услугам проводили лишь отдельные компании. Можно, конечно, создать идеальный исламский банк, идеальную законодательную базу. Но если не изменится менталитет, будет продолжать существовать неэтичный бизнес вместе с его откатами, то ничего не получится".
Гульшат Мутавалова. Газета Республика Татарстан