Помимо открытия первого банка «Аль-Хиляль» в Казахстане развиваются и другие исламские продукты, такие как страхование, брокерская деятельность и управление активами. Участники рынка считают, что внедрение таких инструментов выгодно, прежде всего, государству.
Напомним, что основными принципами исламского финансирования являются запрет начисления вознаграждения в виде процентов, равноправное участие в рисках и прибылях, обеспечение денежных потоков реальными активами, а также запрет финансирования определенных видов деятельности (таких как игорный бизнес, торговля оружием, алкогольной, табачной продукцией).
По мнению председателя правления АО FATTAH FINANCE Айдоса Демешева, в развитии исламской финансовой системы в Казахстане заинтересовано, прежде всего, государство. Это объясняется тем, что Казахстану необходимо диверсифицировать экономику, создавать условия развитию малого и среднего бизнеса.
«Мы хотим развивать финансовый рынок посредством предоставления доступных финансовых продуктов в соответствии с принципами ислама как для населения, так и для корпоративного сектора. В первую очередь, это – создание исламских паевых инвестиционных фондов и услуг по организации выпуска исламских ценных бумаг для корпоративного сектора. В развитии исламской финансовой системы в Казахстане заинтересовано, прежде всего, государство. Это объясняется тем, что нам необходимо диверсифицировать экономику, создавать условия развитию малого и среднего бизнеса, – заявил г-н Демешев. – При этом услугами исламских финансов могут пользоваться не только мусульмане, но и все остальные граждане».
Директор департамента по открытию Исламского банка ТОО «ИФИ» Ильяс Мадимов добавляет, что основное отличие исламской брокерской деятельности от традиционной состоит в том, что первая не имеет дела с облигациями, основанными на долге неподкрепленных активов. В период финансового кризиса произошли неплатежи на рынке ценных бумаг, а именно по долгосрочным облигациям. На этом фоне как частные инвесторы, так и финансовые институты в виде пенсионных фондов нуждаются в ценных бумагах, подкрепленных реальными активами – таким видом является исламская ценная бумага «Сукук». «Даже если эмитент окажется неплатежеспособным, хозяевами активов остаются держатели этих бумаг, – отметил он в комментарии «Къ». – К тому же на сегодняшний день существуют такие исламские индексы, как Dow Jones Islamic, GCC Islamic, где деятельность компаний, выставленных на листинг, подкреплена одобрением Совета по принципам исламского финансирования».
По его мнению, учитывая специфику и уровень риска в менеджменте по исламским банковским продуктам, в первую очередь активно будут использоваться такие продукты, как мурабаха – договор купли-продажи с торговой наценкой в рассрочку и истисна – аналог лизинга. Для этого нужно открывать больше исламских банков, страховых компаний (страхование по шариату называют «такафул»), исламских микрокредитных организаций и других финансовых институтов.
Следует отметить, что одна страховая компания «Такафул» у нас уже есть. Исламская система страхования в своей деятельности схожа с деятельностью общества взаимного страхования, предусмотренной законодательством РК. Взаимное страхование – одна из организационных форм страховой защиты, при которой каждый страхователь одновременно является членом страхового общества. То есть группа физических или юридических лиц вносит членские взносы и создает пул финансовых средств, который делится на резервную и инвестиционную части. Далее назначается управляющая компания (УК), которая уполномочена на основе доверительного управления вести финансовую деятельность с целью увеличения денежных средств через исламские инструменты.
При этом, по словам Ильяса Мадимова, прибыль либо убытки от финансовой деятельности УК делятся между членами страхового сообщества. Резервная часть денежного пула может пополняться, но не уменьшаться, так как при наступлении страхового случая у членов страхового сообщества денежные средства должны выплачиваться с резервных средств. «После выплаты с резервных средств пополнение идет посредством новых взносов членов страхового сообщества. В случае не наступления страхового случая в оговоренном периоде времени страховой полис не теряется и затем продлевается», – отметил г-н Мадимов.
Как заявила «Къ» председатель правления страховой компании «Такафул» Куралай Елдесбай, цели исламской концепции страхования очень близки к целям традиционного страхования. Как исламское, так и традиционное страхование представляют собой инструменты, позволяющие оказывать финансовую помощь всем, оказавшимся в затруднительном финансовом положении, и являются общепризнанными современными способами снижения рисков. «Я уверена, что в будущем такафул-компании смогут на равных конкурировать с традиционными страховщиками, так как основная задача исламского страхования не просто защита своих интересов от непредвиденных обстоятельств путем солидарного участия в убытках, но также и получение прибыли, которая распределяется среди всех участников, – отметила г-жа Елдесбай. – Сейчас для полноценной работы исламских страховых организаций АФН готовит проект предложений о внесении некоторых изменений в Закон РК «О страховой деятельности». После этих поправок рынок исламского страхования в Казахстане получит достаточно ощутимый импульс для дальнейшего успешного развития».
Дина КАБДРАХИМОВА Источник: zakon.kz