Пермский муфтият собирается привлечь внимание региональных властей и бизнес-сообщества к исламскому финансированию. Идеи исламского банкинга, основанного на этических нормах Корана, будут подвигаться в рамках Пермского мусульманского экономического форума.
В декабре 2010 года в Перми пройдет первый этап Пермского мусульманского экономического форума – продолжение культурного форума «Мусульманский мир – 2009». Об этом сообщил советник муфтия Пермского края по социальной политике и экономическим вопросам, председатель правления Пермского мусульманского потребительского общества «Баракат» Халим Шарафеев.
По словам советника, мероприятие призвано привлечь внимание местных банкиров, бизнесменов и краевых властей к исламскому банкингу. «В мусульманском экономическом форуме примут участие российские специалисты по исламским финансам, в том числе и бывший президент первого российского исламского банка под названием «Бадр-Форте-Банк» Адалет Джабиев, – сообщил собеседник. – А в начале следующего лета пройдет второй этап форума. Планируется, что в нем примут участие представители зарубежных мусульманских банков из Саудовской Аравии, Индонезии, Малайзии и других стран, проповедующих ислам».
Эксперты отмечают, что экономики мусульманских государств показали большую устойчивость к кризису, чем западные системы. Это, в частности, связано с особым укладом и принципами исламского финансирования, которое рассматривается некоторыми экономистами как возможное решение проблем финансового мира, основанного на процентной системе.
Дело в том, что в исламе существует прямой запрет на ростовщичество: взимание и предоставление процентов по кредиту. Риба, в переводе с арабского «приращение», категорически осуждается Кораном, - пояснил Халим Шарафеев.
Он подчеркнул, что особенностью работы мусульманских банков является то, что они не берут «грабительский гарантированный ссудный процент». Зарабатывают банкиры на комиссиях за обслуживание, иджаре (операция по типу лизинга), операциях купли-продажи, запрещенных в российском банкинге, и некоторых других операциях. А иногда заемщики сами отдают банкирам процент за пользование деньгами кредитной организации, но это не прописано в договоре. В исламском банкинге все делается на доверии.
«Исламские кредитные организации, осуществляющие инвестиционную деятельность, не просто дают деньги своим клиентам, они становятся их партнерами по бизнесу. Этичность исламского финансирования заключается в том, что банкиры делят со своими клиентами не только прибыль, но и риски», – добавил г-н Шарафеев. Это же касается и вкладчиков.
Пермский муфтият, видимо, всерьез задумался о популяризации мусульманского уклада финансовой системы на территории Пермского края. По словам представителей муфтията, интерес к исламскому финансированию проявляют не только власти региона, но и бизнес-сообщество Прикамья.
Напомним, что попытка развить исламское финансирование в России уже была предпринята в 90-х годах прошлого века, когда в стране появился «Бадр-Форте-Банк», который позже стал позиционировать себя как первый исламский банк в России. Однако она потерпела фиаско.
В декабре 2006 года Банк России лишил ЗАО МКБ «Бадр-Форте-Банк» лицензии на осуществление банковской деятельности за то, что «банк допускал грубые нарушения законодательства о противодействии отмыванию преступных доходов, в том числе в части порядка и сроков направления в Росфинмониторинг сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, не соблюдал обязательные нормативы ликвидности, порядок формирования резервов по ссудам, а также не выполнял требования и предписания Банка России». По данным регулятора, в мае-августе 2006 года по счетам клиентов банка были проведены операции в размере 33,8 миллиарда рублей, имеющие признаки сомнительных сделок.
В свое время председатель правления МКБ «Бадр-Форте-Банк» Адалет Джабиев заявлял о своем несогласии с решением Банка России об отзыве лицензии у кредитной организации. Он отмечал, что причиной отзыва лицензии стало не нарушение российского законодательства, а сама деятельность банка, которая «оказалась неугодна определенным кругам».
«На протяжении 15 лет банк осторожно выстраивал мосты между Россией и исламским миром. И в тот момент, когда бизнес элита стран-членов ОИК (организации «Исламская конференция») готова была поверить в экономическую безопасность России и начать инвестировать в нашу страну, совершается такая крупная ошибка, как закрытие единственной структуры, имеющий опыт работы с исламской финансовой системой», – отмечал в конце 2006 года Адалет Джабиев.
В настоящее время в России нет ни одного мусульманского банка, но интерес к исламскому финансированию начал возрождаться. Об этом, в частности, свидетельствует планирование «Пермского мусульманского экономического форума». Возможно, его проведение поможет возродить былые начинания банкиров.
По материалам dengi59.ru