Спад инвестиционной активности предприятий, снижение реальных доходов населения и в целом состояние глубокого экономического кризиса после суверенитета стали основными индикаторами развития национальной экономики Кыргызстана.
При таких условиях для гармоничного развития экономики требуются постоянные инвестиции, которые являются недоступными в силу определенных обстоятельств, заданных классическими западными экономическими схемами. Западная модель экономики с множеством ее финансовых институтов и систем сейчас переживает не самые лучшие времена, все ярче демонстрируя свою несостоятельность, свидетельством чему является мировой финансовый кризис.
Особый интерес к исламскому финансированию государства проявили после того, как в прошлом году исламская система банкинга продемонстрировала завидную устойчивость и эффективность в преодолении последствий мирового кризиса. Сектор исламского финансирования является самым быстрорастущим в мире и демонстрирует в последние годы исключительно высокие темпы прироста – 15–20% в год. Исламский банкинг практикуют более 400 финансовых институтов мира, и его годовые обороты составляют около 750 млрд долларов США.
По оценкам рейтингового агентства Standard & Poor's, он обладает семикратным потенциалом развития – до трлн. Ожидается, что рост активов исламских финансовых организаций к 2013 году может достигнуть трлн.
Исламский банкинг – альтернатива и потенциальный конкурент традиционному финансированию в мировой банковской системе.
На сегодняшний день принципы исламского банкинга успешно применяются не только в мусульманских странах, но также в странах Европы и в США. Исламское финансирование практикуется как в странах с юридической системой, полностью отвечающей нормам шариата (Иран, Саудовская Аравия, Судан и т. д.), в странах с частично исламской юридической системой (Малайзия, Бахрейн, Пакистан и т. д.), так и в светских странах (Великобритания, Сингапур, США и т. д.)
Многие западные банки открыли и поддерживают так называемые «исламские окна» (отделения банка, занимающиеся предоставлением услуг согласно нормам шариата:
США – диалог с ABANA*;
Великобритания – 5 утвержденных исламских банка, 2 оператора такафул;
Сингапур – исламский ETF;
Гонконг – создан совет по принципам исламского финансирования;
Индонезия – принят закон осуверенном сукуке.
(Источник: 2008, Zaid Ibrahim & Co * Arab Bankers Association in North America (Ассоциация арабских банкиров в Северной Америке))
Банки, работающие на принципах шариата, начали появляться в 1970-х. Первые банки представляли собой маленькие фирмы с долевым участием или инициативы, направленные на развитие региона. В 1975 году Исламский банк развития, основанный 23 мусульманскими странами (сегодня число учредителей достигло 56 стран), работает на манер Всемирного Банка, предоставляя беспроцентные займы правительствам стран-участниц. Нефтяной бум десятилетия дал хороший толчок для развития целого ряда исламских коммерческих банков, особенно в странах Персидского Залива. Среди индексов Доу-Джонса появился исламский индекс, характеризующий показатели халяльного бизнеса. Даже крупные традиционные банки испытывают «исламскую лихорадку». Такие банки, как Citicorp, Deutsche Bank, HSBC, ABN Amro, открыли отделения, работа которых строится по принципам шариата.
Преимущества исламского финансирования заключаются в следующем:
· запрет спекуляции – на принятие и выплату вознаграждения за пассивный капитал (запрет начисления вознаграждения в виде процентов);
· разделение рисков между участниками сделки;
· инвестиции в реальное производство;
· движение денег против движения реальных активов;
· запрет финансирования деятельности, не отвечающей нормам шариата: покупки акций компаний, в чью деятельность входят производство или торговля оружием, алкоголем, табаком, свининой; представляющих индустрию развлечений (казино и пр.), а также страховых и финансовых компаний, функционирующих за счет процентов от сделок (рис. 1).
Особенности исламского банкинга очевидны:
1. Прибыль банков и их вкладчиков формируется при предпринимательской деятельности за счет вложения средств в различные проекты, создающие реальные товары;
2. Капитал работает исключительно в производственных целях. Чаще всего банк выступает либо в качестве партнера (договор мушарака), либо в качестве трастового фонда (договор мудараба).
3. Обе стороны – и банк, и клиент – разделяют прибыли и убытки от проектов согласно договоренности, и, соответственно, прилагают усилия для достижения прибыльности проектов.
4. Высокорисковым проектам банки предпочитают проекты менее рисковые, приносящие стабильный доход.
5. При исламском банке функционирует Шариатский совет, который осуществляет контроль за соответствием сделок банка принципам исламского финансирования.
Таким образом, в сложившихся условиях Кыргызстана институт исламского банкинга является тем самым альтернативным источником, который способен обеспечить потребности бизнес-сообщества в стабильном капитале и доступных финансовых ресурсах. Не следует забывать и тот факт, что исламские финансовые институты, как правило, выделяют средства для финансирования какого-либо конкретного проекта и покупки конкретного актива. Данный факт дает уверенность, что полученные средства не будут направлены на затыкание так называемых «текущих дыр», существующих у банков и предприятий. Напротив, они будут направлены в реальный сектор, тем самым стимулируя развитие экономики. В условиях текущего экономического спада этому должно придаваться особое значение как с точки зрения развития экономики в целом, так и с точки зрения создания новых производственных возможностей и тем самым обеспечения населения рабочими местами.
Тесное сотрудничество с исламскими финансовыми институтами и заимствование опыта и механизмов их работы могут стать одними из критических факторов успеха для экономик стран СНГ и Запада в качестве предполагаемых мер по выходу из кризиса.
В Кыргызской Республике, учитывая потребность экономики в инвестиционных средствах и возможности привлечения международных финансовых ресурсов, крайне необходимо наличие четкого представления о возможностях исламских принципов финансирования.
В экономической литературе Кыргызской Республики впервые стали вести разговоры об исламских банках и исламских принципах финансирования только в последние два года. Для многих остается загадочным феномен стремительного завоевания своей ниши в мировой экономической системе исламской экономической системы и исламских принципов финансирования. Современный мир с интересом следит за появлением новых сообщений об этих принципах финансирования. Всех интересует ее положительные и отрицательные стороны. Эксперты мировой экономики называют феноменом такое явление, тем не менее в последнее время оно начинает занимать исключительное место в традиционной банковской системе. Огромный интерес связан с изучением этого процесса, который неожиданно для многих стран Центральной Азии стал играть существенную роль во взаимоотношениях со странами Ближнего Востока.
Применение методов исламского финансирования и банкинга в Кыргызской Республике требует соблюдения условий, большинство которых уже выполнены:
1. Наличие правовой базы, регламентирующей правомочность использования данных инновационных методов финансирования. Законодательная база исламского финансирования может функционировать параллельно основному банковскому законодательству страны, распространяя свою силу лишь на исламские финансовые институты (исламские банки, исламские инвестиционные фонды, исламские страховые компании «такафул» и проч.) как, например, в Малайзии.
2. Наличие потребности среди населения в продуктах и услугах ИПФ.
3. Наличие самих исламских финансовых институтов (банки, инвестиционные фонды, страховые компании и др.), предоставляющих данные виды финансовых услуг.
4. Наличие навыков работы методам и исламского финансирования у персонала финансовых учреждений.
5. Информированность населения страны (т. е. клиентской базы) о методах и механизмах действия ИПФ.
6. Оснащенность информационно-техноло-гическими ресурсами, модифицированными к работе с новыми инструментами финансирования.
7. Наличие специалистов по мусульманскому праву, способных делать заключения по экономическим вопросам с позиций шариата.
Несмотря на опыт и лидерство в СНГ, в своем развитии исламский банкинг Кыргызстана сегодня сталкивается со следующими ключевыми проблемами.
Кадры. Расширение существующих финансовых институтов и создание новых в связи с развитием исламского банкинга создает потребность в квалифицированных кадрах. Текущие возможности учебных заведений республики, занимающихся воспитанием специалистов в области исламского финансирования, не в состоянии удовлетворить такую потребность. В связи с этим исламские финансовые институты должны сконцентрироваться на воспитании кадров собственными силами. Например, в учебном центре «Баракат» «Эко Исламик Банка». Кроме того, возросшая стоимость поиска и найма квалифицированного персонала вынуждает финансовые институты перевести фокус с найма на сохранение существующих кадров. Для успешной работы данного механизма необходимо наличие хорошо организованной кадровой функции, финансового стимула, здоровой и привлекательной рабочей атмосферы.
Избыточная ликвидность. Отсутствие эффективной альтернативы традиционному межбанковскому валютному рынку, работающей в соответствии с принципами шариата, приводит к серьезным затруднениям в сфере управления ликвидностью исламскими финансовыми институтами. Ограниченные возможности для инвестиций, согласно принципам ислама со стороны банков, в свою очередь могут привести к необоснованному завышению стоимости активов.
Управление рисками. Работа в соответствии с принципами ислама подвергает исламские финансовые институты дополнительным рискам по сравнению с общими для банковской индустрии. Такие риски включают в себя риск соответствия принципам шариата, правовые риски и т. п. Принимая во внимание расширение института исламского банкинга, функция управления рисками в исламских финансовых институтах должна обеспечить не только управление такими рисками, но и стабильное развитие индустрии.
Стандартизация. На данный момент не существует единых стандартов формирования финансовой отчетности и нормативно-правовой базы для исламских финансовых институтов. В результате в некоторых странах они работают согласно стандартам AAOIFI (Бухгалтерская и аудиторская организация для исламских финансовых институтов), в то время как в других они используют стандарты, предписанные для традиционных финансовых институтов.
Следование шариату. Следование принципам шариата является основным условием работы исламских банков. Данный вопрос напрямую связан с проблемами воспитания квалифицированных кадров и управления рисками, описанными выше. Исламские учебные заведения не в состоянии удовлетворить потребность в квалифицированных кадрах возрастающего числа исламских финансовых институтов. Различия в интерпретации положений шариата также вызывают необходимость в квалифицированных кадрах для выработки единой позиции по механизмам работы продуктов исламского банкинга.
Данные факты говорят о том, что исламский банкинг в Кыргызстане представляет собой комплексный механизм, которому еще предстоит пройти определенные этапы на пути своего развития. Однако, несмотря на существующие трудности, он является тем самым институтом, который доказал свою состоятельность и способность работать во время глобального финансового кризиса.
Для Кыргызстана исламский банкинг с огромным потенциалом привлечения инвестиционных ресурсов должен рассматриваться как одна из приоритетных направлений развития банковского сектора страны.
По материалам islamrf.ru
Ш. Муртазалиев,
соискатель Центра экономических стратегий при Министерстве
экономического развития и торговли Кыргызской Республики
Литература
1. Банковское обозрение. – май 2009. – № 5/8.
2. Исламские финансы в современном мире: экономические и юридические аспекты / Под ред. Р. Беккина. – М.: Андалус, 2004.
3. Антипова О. Н. Зарубежная практика контроля за созданием коммерческих банков // Банковское дело. – 2007. – № 5.
4. Алан Бадов. Деньги – дар Аллаха // Эксперт. – 31 января 2000. – № 4.