Главная | О проекте | Партнеры | Обратная связь Контакты | English version English
Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России Islamic-Finance.RU - Информационно-аналитическое издание по исламским финансам и бизнесу в России

Последние новости

19.07.2017

Kazakhstan International Halal Expo 2017


07.02.2017

Какие изменения для экономики стран Персидского залива повлечет за собой решение ввести НДС?


30.01.2017

Goldmoney внедряет методы, соответствующие нормам Шариата для привлечения инвестиций с Исламских рынков


05.10.2016

Исламским финансам научат в РЭУ им. Плеханова


05.10.2016

Катар хочет стать экономическим центром Арабского мира


05.10.2016

МФЦА удостоился Премии Global Islamic Finance Award


05.10.2016

В Бахрейне предлагают ввести сторонний шариатский аудит для исламских банков


26.09.2016

В Москве открылся спортзал для мусульман


IBFD Fund

Последние комментарии

05.10.2016

В Малайзии заявили о создании Исламского фонда

План создать первый в мире Исламский фонд венчурного капитала сейчас находится в финальной стадии и будет запущен в нужное время, заявил генеральный секретарь казначейства Малайзии Тан Шри Ирван Серигар Абдулла.

09.09.2016

Агрызский мясокомбинат: в 2020-й с продуктовой линейкой «халяль»

В интервью с заместителем директора мясокомбината по производству Андреем Сафиным инициативы по выпуску продукции «халяль», расширению продуктовой линейки и выходе на новые рынки.

11.08.2016

Александр Ткачёв: Россия научилась производству халяльного мяса

Как заявил министр сельского хозяйства агентству РИА Новости, страна заняла свою нишу по поставкам халяльной продукции в мусульманские страны.



Проект «Сукук»: исламские нефтедоллары, добро пожаловать в Татарстан!

29.03.2011

Архив новостей:
Проект «Сукук»: исламские нефтедоллары, добро пожаловать в Татарстан!
Событие было не такое, чтобы у входа в гостиницу «Мираж» толпились любители автографов, а охрана берегла бы двери, чтобы спасти гостей от чрезмерного внимания. Да и внутри было всё спокойно. На вид — обыкновенная конференция. Вроде ничего особенного. Таких, наверное, каждый день в Казани несколько проходит.

Но если бы значимость собраний оценивали бы не по названиям и даже не по именам участников, а по реальному или хотя бы возможному результату, то встреча под названием «Сукук — новый инструмент развития региональной инфраструктуры» оказалась бы в числе важнейших за последние годы.

Дело в том, что сукук — исламская ценная бумага — может оказаться тем локомотивом, который привезёт в Татарстан вагон инвестиций. Первый вагон. За ним могут и другие последовать. А ведь с инвестициями в России — всегда проблема. Огромная страна с тяжёлым климатом, отвратительными дорогами, устаревшей инфраструктурой, со сложной многообразной культурой, часто трудно постижимой для иностранцев, и уж совсем непостижимыми методами ведения бизнеса. Вход — рубль, выход — два. А сейчас, когда слово «инновация» на слуху у всех, инвестиции необходимы как вода в пустыне. При этом мировая финансовая система — в кризисе. Большие трудности у США, у некоторых европейских стран. Вот только что, 24 марта, рейтинговое агентство Moody’s понизило суверенный долговой рейтинг Португалии сразу на две ступени, да ещё и с негативным прогнозом. Уже на следующий день другое знаменитое рейтинговое агентство, Standard and Poor’s, тоже убавило португальский долгосрочный кредитный рейтинг на одну ступень. А ведь есть ещё Греция, только-только начавшая выбираться из долговой ямы, Испания, Ирландия… В Японии только что приключилась природная катастрофа, как следствие произошла техногенная авария на атомной станции в Фукусиме, ие агентство Moody’s понизило суверенный долговой рейтинг Португалии
сразу на две ступени, да ещё и с негативным прогнозом. Уже на следующий
день другое знаменитое режные потоки перенаправятся сейчас в Японию — лучше, чем в стране самураев, нигде не умеют использовать любой ресурс до последнего процента. Да ещё война в Ливии, затеянная европейцами и американцами, — тоже не сахар для мировой экономики. Всё это никак не способствует инвестициям — европейцам и американцам самим денег не хватает.

Есть ли в мире ещё какие-нибудь ресурсы, которые можно привлечь в Татарстан? Есть. На Европе и Америке свет клином не сошёлся. Деньги не только в традиционных банках хранятся. Есть ещё исламские финансы. Ресурс это специфический и непростой для использования, но и не относящийся к числу недоступных.
Вот для того, чтобы его мобилизовать на благо Татарстана, и была собрана «Kazan sukuk conference».

Два лица "сукука"

Исламские финансы как система начали формироваться всего несколько десятилетий тому назад, и потому здесь нет той привычной и не подвергаемой сомнению жёсткой определённости, какая имеется в традиционных финансах. Исламские финансы основываются на требованиях шариата, который категорически запрещает брать ссудный процент, вкладывать деньги в неблагие дела (например, в производство оружия) и ставить заёмщика и заимодавца в неравное положение. По исламским понятиям, деньги не есть товар, поэтому торговать ими — а ссудный процент и есть результат продажи денег — нельзя. Соответственно, не может существовать и вторичных финансовых инструментов — деривативов, фьючерсов, опционов и т.п. Поэтому если традиционный кредит — это вещь автоматическая (с момента, когда заёмщик дал деньги, начинается отсчёт процентов, и деньги надо вернуть в оговорённый срок, а как — это заёмщика не волнует, можешь хоть в рабство семью продать), то исламский кредит — это, по сути, совместный бизнес заёмщика и заимодателя. Берущий деньги развивает бизнес и делится прибылью с тем, кто ему деньги дал. Нет прибыли — нечем и делиться, в этом случае заимодавец ничего не получает и не имеет права требовать денег с заёмщика (в отличие от традиционных банков, которые любыми способами, вплоть до криминальных, выбивают из заёмщиков деньги). Именно поэтому кредит в исламском банке намного труднее получить — экспертиза возможностей заёмщика намного строже, — и исламские ценные бумаги существенно дороже соответствующих традиционных. Считается, что выпускать сукук на стоимость менее чем 100 млн. долларов вообще бессмысленно.

Зато сукук обязательно обеспечен материальным активом, долевым собственником которого является эмитент. Это не бумага, которая может ничего не стоить, но при этом быть единственным обеспечением дериватива. С другой стороны, инвестор имеет право выкупа обеспечивающего сукук актива по фиксированной стоимости, причём отозвать это право нельзя. Ответственность, таким образом, распределяется между обеими сторонами договора, воплощением которого является сукук.

Но эти же особенности исламского банкинга, сильно затрудняющие его распространение, обусловили более высокую устойчивость исламских финансов к кризису — именно после мирового финансового кризиса они стали развиваться особенно бурно (нынешний рост — 15% в год, и это, видимо, не предел; к тому же исламские финансы активно осваивают Лондон и Париж, за ними тянутся другие традиционные финансовые центры). По сравнению с традиционными финансовыми инструментами, породившими многотриллионнодолларовые пузыри, с которыми никто не знает, что делать, исламские деньги всегда имеют в основе материальный актив.

До исламского банкинга впрочем, нам далеко. В рамках существующего законодательства, никак не ориентированного в области финансов на шариатские нормы, исламский банк принципиально невозможно создать: он будет противоречить или шариату, или российскому законодательству, или тому и другому сразу. А вот выпустить сукук — вполне, с минимальными изменениями в законодательстве или, может быть, даже вовсе без них.

 Кроме нашего законодательства, однако, есть ещё исламские богословы, которые бдительно следят за соответствием исламского банкинга шариату. Богословов много, к тому же их идеологические позиции в разных исламских странах существенно различаются. В результате, например, выпущенная в 2007 году фетва, признавшая 80% ходивших на тот момент сукук не соответствующими нормам шариата, вызвала обвал рынка сукук, упавшего более чем в три раза, а сукук, выпущенные в относительно либеральной Малайзии, не могут иметь хождения в суровой Саудовской Аравии. В этом отношении доллар, который принимают везде, или традиционные акции и облигации имеют перед сукук явное преимущество. 

То, что такие трудности будут, никто на конференции и не скрывал. С особым пафосом рассказал о них с трибуны Мохаммад Фарук Раза, генеральный директор компании исламских финансов IFAAS, который всю жизнь занимается именно преодолением этих трудностей при запуске исламского банкинга (он проделал это в Англии и Франции). Тем не менее, он же утверждает, что в Татарстане сукук может быть выпущен уже через полгода, а его коллега из Малайзии Абас А. Джалил, исполнительный директор инвестиционной компании «Amanahraya» — кстати, спонсора конференции, — даже назвал в качестве минимального срока три месяца. Условие достижения такого результата — поддержка татарстанского правительства, без этого ничего не выйдет.

Однако как раз поддержка татарстанского правительства и имеется, о чём говорит и назначение Линара Якупова, главного, пожалуй, из инициаторов внедрения мусульманских финансов в Татарстане, на фактически министерскую должность председателя комитета по развитию малого и среднего предпринимательства при правительстве РТ, и открытие конференции премьер-министром республики Ильдаром Халиковым, и сам факт сбора в Казани не последних людей в мире исламских финансов.

Шесть месяцев (три месяца для нашей неторопливости — это, пожалуй, чересчур) — это осень. Ждать осталось недолго. Заодно будет понятно, насколько татарстанское правительство готово и способно решить множество не самых привычных проблем, которые перед ним стоят в связи с запуском проекта «Сукук», который много чего обещает.

Эксперты

Мохаммад Фарук Раза, IFAAS, генеральный директор:
— Нынешняя конференция по сукук — это очень большое событие, потому что она приблизит момент, когда исламские финансы начнут работать в России. Я многие годы работаю в области исламских финансов и специализируюсь как раз на выводе их на рынки различных стран, и я готов помочь всеми силами, чтобы эта мечта осуществилась. Татарстан — это первый регион, который проводит подобную конференцию, Татарстан идёт впереди всех стран СНГ в области внедрения исламских финансов. Выпуск облигаций сукук станет большим событием для экономики Татарстана, так как это привлечёт большие исламские инвестиции, что несомненно даст сильный толчок развитию республики. Мой опыт показывает, что сукук может появиться в Татарстане уже через 6 месяцев, но это — минимальный срок. Только если все, заинтересованные в выпуске сукук, будут работать как одна команда, — только тогда возможен успех. Даже просто перевод необходимых документов по сукук с арабского или английского языка — на русском такой документации нет — займёт немалое время. Мы чувствуем поддержку со стороны правительства Татарстана, которое понимает, насколько выгодно будет развитие в Татарстане исламских финансов. Также очень важно, чтобы для немусульман была дана правильная интерпретация исламских финансов. Надо сделать всё так, чтобы минимально изменять действующую правовую систему, чтобы никто не был ущемлён, чтобы ни у кого не возникло никаких претензий.

Абас А. Джалил, «Amanahraya», Малайзия, исполнительный директор:
— Правительство Татарстана поставило целью развитие исламских финансов, а если поставлена цель, то путь всегда находится. Идёт большая работа над тем, чтобы исламские финансы могли бы функционировать в рамках существующего законодательства. В мире много богатых исламских стран. Большинство богатейших стран мира, за исключением США, — это страны, богатые нефтью, в основном исламские: Малайзия, Кувейт, Саудовская Аравия… И несмотря на то, что денег в этих странах много, инвестировать их некуда, потому что они могут быть инвестированы только в рамках исламских финансов. И потому, подготавливая финансовую площадку, соответствующую нормам шариата, Татарстан автоматически привлекает сюда всех исламских инвесторов. В Татарстане работать легче, чем во многих других странах, потому что здесь у нас есть поддержка республиканского правительства. И пока она есть, мы с радостью будем с вами сотрудничать. Несмотря на то, что законодательство России и Татарстана не подготовлено к приходу исламских финансов, всё это можно сделать, как это сделано в Малайзии или в Сингапуре. Мы готовы привлекать в Татарстан другие компании из Малайзии. Важно, что исламские финансы ни с кем не соревнуются, никого не вытесняют: это — здоровая альтернатива. Приход исламских финансов на рынок Татарстана лишь увеличивает возможности выбора. Если не возникнет никаких неожиданных препятствий, то выпуск сукук здесь возможен в течение трёх – шести месяцев.

Павел Сигал, президент «Центра микрофинансирования»:
— Есть часть населения, исповедующая ислам, в котором запрещено получать проценты на свой капитал. Для меня, как для финансиста, это кажется несколько странным, но, тем не менее, это так. Мусульманину необходимо соблюдать религиозные обряды, совершать намаз, есть халяльную пищу и делать многие другие необходимые с точки зрения религии вещи. А также выполнять заповеди, связанные с финансами. И для верующего предпринимателя получается, что он либо должен нарушать нормы ислама, либо не только не может быть предпринимателям, но не может работать с деньгами, сохранить свои сбережения, оставить что-то детям и даже просто взять кредит. И поскольку есть группа людей, которая твёрдо соблюдает заповеди ислама, то тогда должны быть и механизмы, которые позволяют верующему человеку брать кредит, сохранять свои сбережения и так далее, не нарушая заповедей. Я к этому отношусь совершенно спокойно. Более того: мы сейчас в рамках «Центра микрофинансирования» и наших кредитных кооперативов рассматриваем вопрос о создании специализированной структуры, которую условно назовём «Исламский кооператив». Она будет работать с людьми, у которых есть средства, но которые не могут их ни вложить, ни как-то использовать, не могут взять кредит и так далее. Насколько это будет распространено в Татарстане — сказать трудно. Посмотрим.

Айрат Гимадутдинов, «Аудэкс», генеральный директор:
— Мы живём в динамичном, быстроменяющемся мире, и поэтому нужно всё время находиться в поиске различных путей привлечения инвестиций. Исламские финансы, и, в частности, сукук — один из путей для этого. На конференции было сказано, что сукук — не конкурент традиционным банковским инструментам, это — один из вариантов. Для одних он привлекателен с религиозной точки зрения, для других — с чисто деловой. Инвестор в исламских финансах заинтересован не просто в получении процента, он заинтересован в развитии бизнеса, в который он инвестирует. Поэтому здесь возможна и какая-то консультационная поддержка, что особенно важно для начинающих предпринимателей. Мировой финансовый кризис показал, что исламские финансы более устойчивы, потому что они основаны на реальных активах. Другое их преимущество — это то, что в исламских финансах большую роль играет этическая сторона дела: тот бизнес, в который инвестируются исламские финансы, должен быть социально полезным. Исламские финансы, в частности, сукук, распространён не только в исламских странах, его развивают и ведущие финансовые центры мира, с ним работают и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Токио, он и в России, скажем так, будет приемлем. Недаром на нынешней конференции очень много внимания уделено препятствиям, различным подводным камням, которые могут встать на пути внедрения исламских финансов в России. В результате конференции, я думаю, многие точки над i будут расставлены.

Владимир Карпеев, «Финансово-инвестиционный союз «Аманат», директор:
— Мы уже занимаемся исламским финансированием в рамках российского законодательства. Что нам российское законодательство позволяет, то мы и используем. 99% того, что делается в исламских финансах, российским законодательством не возбраняется. Основа исламских финансов состоит в том, что деньги не должны делать деньги. Это запрет, который называется риба. Это — главное. А всему остальному, например, договорам мурабаха, истисна, иджара — можно найти соответствия в российском законодательстве. Мы работаем в рамках российского законодательства, осуществляя альтернативное финансирование, которое не противоречит законам шариата. Вот кому будет сложно работать в области исламских финансов — так это банкам. Вот у банков проблем будет выше крыши. В законе о банковской деятельности, в первой же статье, говорится, что банки — это кредитные организации, которые выдают кредиты на основе платности, срочности и возвратности. Что такое платность? Это фиксированный процент. И это — риба, это в исламе как раз запрещено. Запрет получения фиксированного процента — это основа основ исламских финансов. А какие-то «отдельные исламские окна» в обычных банках, о которых тут на конференции говорили,— это ерунда. Это просто люди не понимают или спекулируют на этом. Должен быть отдельный исламский банк. Исламские деньги не могут пересекаться с традиционными, они разные. 


В действующем законодательстве банк — не участник бизнес-процесса. Он выдал деньги, и его задача — получить эти деньги обратно вместе с фиксированным процентом. А как они получаются — может быть, человек свою почку продал, — банк не колышет. И это очень важный момент для малого и среднего бизнеса. А в исламских финансах ты расплачиваешься тогда, когда у тебя есть возможность расплатиться. Поэтому исламское финансирование для инвестора более рискованное. На стадии выдачи происходит более тщательная проверка, чем в традиционных финансах, потому что если банк выдал кредит, и должник не может его отдать, то вернуть эти деньги невозможно. С точки зрения заёмщика такая система более лояльна, чем традиционная. Чем больше альтернативных вариантов для предпринимательства, для экономики, — тем лучше. А уж предприниматель сам выберет, какой инструмент для него лучше.

Ренат Дусаев, «Брокер Финанс», директор, к.э.н.:
— Я считаю знаковым событием, что Татарстан стал первым регионом России, который будет выпускать исламские облигации. Это — ещё один шаг к тому, чтобы наш регион стал одним из лидеров на рынке финансирования, на рынке инноваций. Это — один момент. Второй момент — что здесь присутствуют представители бизнеса, прессы, государственных органов. Это очень хорошо, потому что это — PR исламских финансов в нашей республике. Всё больше людей об этом узнают, всё больше людей начинают об этом задумываться, организовывать бизнес на базе исламских финансов. Это — большой плюс, потому что рынок исламских финансов — серьёзный рынок. Есть много богатых нефтедобывающих мусульманских стран, это очень большой инвестиционный потенциал, и республика может его использовать. Исламские финансовые инструменты более надёжны, чем традиционные: здесь невозможно продавать актив, которым не владеешь, невозможно использовать производные инструменты, которые, по мнению многих, и явились причиной мирового финансового кризиса 2008 года.

Автор: Владимир Марченко

Последние новости


Welcome to Islamic-finance

Скачать книгу

Скачать ТЭО

Колонка редактора

Follow ISLAMIC-FINANCE on Twitter

Аналитика

Неравенство в глобальном распределении ресурсов еще никогда не было столь велико, а потому инновационные подходы необходимы для изменения ситуации. Всего 8 миллиардеров контролируют больше мировых ресурсов, чем 3,6 миллиарда людей, составляющих беднейшую часть населения планеты. Около 25% из 1,6 миллиона мусульман проживают в условиях экстремальной бедности.

Опрос

Новости в формате RSS

Islamic-Finance.RU в формате RSS

© IBFD Fund, 2009-2024.