За последний год экономическая жизнь в республике начала оживляться. Появилась откуда-то целая генерация активных людей, с различными проектами по развитию Башкортостана. Видимо, эти люди существовали всегда, но при определенных политических условиях загонялись глубоко под асфальт и не находили выхода своим идеям, разработкам, предложениям. Сейчас, по крайней мере, их хотя бы выслушивают на различных уровнях и даже отвечают.
Их проекты придают огласке в средствах массовой информации. А это уже возможность найти партнеров, инвесторов и рано или поздно осуществить то или иное предложение.
У директора одной из уфимских фирм Марата Давлетова сразу несколько таких проектов. Они, по его мнению, могут значительно помочь республике в плане экономического развития, продвинуть ее вперед.
Один из таких проектов связан с созданием на базе Международного аэропорта «Уфа» Центра технического обслуживания воздушных судов иностранного производства (конкретно имеются в виду «Боинги»). Проект поддерживает и одобряет Правительство Республики Башкортостан. Об этом Марату Давлетову сообщили в ответ на его запрос в письме из Министерства промышленности и инновационной политики РБ.
В частности в письме говорится:
«В настоящее время при взаимодействии Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству и Минэкономразвития РБ рассматриваются различные варианты введения для потенциальных инвесторов проекта льготного режима налогообложения».
Далее в письме сообщается о том, что «анализ тенденций развития внешнеторговых связей Республики Башкортостан со странами Европейского Союза, а также выгодное географическое положение республики, как транзитного моста между Европой и Азией, позволяют предположить, что разработка и реализация экономических проектов в транспортно-логистической сфере будут содействовать углублению интеграции России с Евросоюзом, а также позволят качественно улучшить весь комплекс экономических и политических взаимоотношений России со странами Дальневосточного региона».
Министерство оценило этот проект как элемент глобальной программы трансъевропейского транспортного коридора, что открывает реальные возможности привлечения в проект транснациональных финансовых институтов.
А вот на этом можно остановиться поподробней. Что подразумевается под словосочетанием «финансовые институты». Это те организации, которые могли бы инвестировать тот или иной проект. В основном, конечно, имеются в виду кредитные организации, которые дают деньги под проценты и немалые.
Кредиты надо отдавать. А это сложно. Ведь берешь чужое, а отдаешь свое.
Существуют ли более щадящие финансовые формы партнерских взаимодействий? Да, такие принципы есть. Об этом и рассказал «Общественной электронной газете» Марат Давлетов.
- Основной принцип мусульманских банков – запрет работы с процентами (рибой). Глобальный финансовый кризис 2008 года в немалой степени – следствие расчетов мировых банков по процентной схеме.
Мусульманские же банки выдают средства с погашением займа в виде небольшой доли бизнеса – акций, векселей, с правом продажи этих активов. Обычно такие банки стараются принимать участие в работе финансируемых предприятий, продвигают своих участников на рынках.
В настоящее время открыто несколько исламских банков в Европе, причем большинство их вкладчиков оказались немусульмане. Неплохие результаты показал исламский банк в Казахстане, правда, там пришлось вносить изменения в финансовое законодательство.
Ведутся переговоры по открытию малазийского мусульманского банка в Татарстане. Рассматривается предложение открыть филиал малазийского банка в Уфе…
Итак, Башкортостан считается мусульманской республикой: значительная часть населения исповедует ислам. Поэтому вполне логично, что здесь должны быть созданы финансовые институты, работающие по мусульманским принципам.
В период перехода к рыночным отношениям республика оказалась в непростой экономической ситуации. Основным двигателем экономики был топливно-энергетический комплекс. В результате истощения запасов углеводородов, износа оборудования эта сырьевая отрасль утрачивает свои позиции в Башкортостане.В собственности не осталось ни одного предприятия республиканского значения, которое бы пополняло бюджет и реализовало социальные программы. Для этого требуются новые источники финансирования. Перспективным и надежным источником могли бы стать исламские банки.
В Башкирии работают тысячи специалистов, владеющих арабским языком, многие получили образование за рубежом. Но исламского банка в Уфе до сих пор нет.
Хотя необходимость и, что важнее, возможности для того есть. Еще в 2008 году поступало предложение Дубайского инвестиционного фонда построить ремонтный терминал «Боингов» и аэробусов. На достижение этой цели планировалось израсходовать 90 миллионов долларов.
Группой уфимских специалистов подготовлено еще несколько проектов в различных отраслях экономики, в основном машиностроительных, которые требуют финансирования – желательно по исламским принципам.
В частности, это проект по строительству завода «Боингов» (на основе шести авиазаводов Уфы и вертолетного завода в Кумертау) на общую сумму 200 миллионов долларов.
Разработан также проект по строительству завода легких грузовиков «Фиат» в Учалах на сумму 300 миллионов долларов.
Есть проект строительства завода пенокерамики в Зилаире, стоимостью 50 миллионов долларов.
Существует и много других достаточно перспективных проектов, которые требуют инвестиций.
Но высокая процентная ставка по кредитам (до 20 процентов годовых), налоги, коррупция просто уничтожают средний бизнес, особенно в регионах, не дают возможности осуществлять такие проекты.
По мнению авторов и разработчиков данных проектов в этих условиях принцип работы исламских банков (без рибы) является лучшим выходом по инвестированию подобных проектов. Это повысит надежность банковского и предпринимательского дела в Башкирии.
Интерес инвесторов к Башкортостану достаточно высок, и этот интерес можно сегодня использовать. Кстати, совсем недавно в республике побывали с визитом представители Казахского банка развития из Астаны. Их условия чем-то напоминают схемы Исламского банка. Но пока сложившаяся финансовая система в республике медленно реагирует на изменившиеся реалии. Они требуют и поправок в финансовом законодательстве.
По материалам:
i-gazeta.com