Башкирия, Татария и Чечня могли бы создать совместное банковское учреждение, заявил в ходе IV международного миротворческого форума «Ислам – религия мира и созидания» вице-президент федерального Индустриально-финансового союза по реализации президентских программ России Ихван Гериханов. По мнению Ихвана Гериханова, республики – главное составляющее мусульманского населения всей Российской Федерации.
«Население Татарстана, например, второе по численности, Башкортостана – третье, а Чечни – четвертое в России, здесь проживает подавляющее большинство мусульман РФ», – цитирует его высказывание портал «Вестник Кавказа». Вместе с созданием исламского банка в регионах предлагается открыть страховые компании, предприятия, другие институты, основанные на финансовых инструментах, признанных исламом.
Известно, что подобные финансовые институты строго придерживаются норм ислама, в соответствии с которыми кредитование со ссудным процентом (ростовщичество) запрещено. Все исламские финансовые инструменты построены таким образом, чтобы выполнить данное условие и в то же время получать прибыль от своей деятельности. Основной принцип работы исламского банка состоит в том, что, поскольку деньги не есть товар, они не могут возрастать лишь потому, что были выданы в виде ссуды. Следовательно, кредитор может рассчитывать на доход только в том случае, если деньги, будучи вложенными в экономику, создали реальную добавленную стоимость. Поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации – процентные бумаги.
«Основа бизнеса обычного банка – выдача ссуд под процент – прямо запрещена Кораном как ростовщичество. Отсюда следует главное отличие исламского банкинга – это беспроцентная основа. Вкладчики исламских банков, в отличие от вкладчиков традиционных банков, получают от банка информацию о том, в какой именно проект или в проект какой сферы вложены их деньги. Соответственно, можно выбрать, в какой бизнес инвестировать. Разработаны и существуют несколько типов договорных отношений между банкиром и клиентом. В частности, если заключается договор «Мудараба», банк предоставляет капитал, а клиент инвестирует его в свой бизнес и прилагает свои трудовые ресурсы, умения и опыт. При этом банк участвует в распределении прибыли и убытков, контролирует использование денег и дает рекомендации по ведению бизнеса и использованию средств», – приводит слова участника форума главы Минэкономразвития Чечни Абдуллы Магомадова «Вестник Кавказа».
Как считает Абдулла Магомадов, факторами, противодействующими появлению и развитию в России исламских банков, можно считать «отсутствие соответствующего законодательства, боязнь ислама, отсутствие или недостаток знаний в этой области, оппозиция местных властей, финансовая неграмотность населения и отсутствие доверия к банкам».
О том, что пока российское банковское законодательство, в отличие от законодательства отдельных стран, не предполагает возможности реализации модели банковского бизнеса в соответствии с требованиями шариата, говорил ранее сайту 102banka и заместитель председателя Национального банка Республики Башкортостан Марат Кашапов.
Устранить существующие проблемы возможно при правильном структурировании сделок, уверяют эксперты, но в отдельных случаях необходимы изменения в российском законодательстве, так как любой вид экономической деятельности предполагает необходимость соблюдения целого ряда требований: в области бухгалтерского учета, отчетности, налогообложения, организации корпоративного управления, защиты прав потребителей, финансового регулирования и так далее. Так, например, в Казахстане был принят специальный закон об исламских банках. «В настоящий момент никакого движения в сторону законодательного принятия норм исламского банкинга в России нет», – говорит партнер компании «Хазина-Финанс и Ко» Алмаз Абдуллин (ранее он возглавлял проект «Мусульманская карта» в АФ Банке. – Прим. ред.). Поэтому создать подобный исламский банк в российских реалиях будет сложно, отмечает эксперт. По его словам, сегодня удается внедрять лишь некоторые элементы исламских финансовых инструментов, опираясь на действующее законодательство.
Так, в частности, Уфа стала стартовой площадкой для выпуска первой в России мусульманской банковской карты. В Башкирии также разработана стратегия доверительного управления «Ихлас». «Мусульманам запрещено заниматься ростовщичеством, то есть инвестировать свои сбережения в банки под определенный процент. В отличие от банков доверительное управление не может гарантировать конкретную сумму прибыли, а это не противоречит нормам ислама», – отметил директор инвестиционно-финансовой компании «Солид» в Уфе Михаил Титов. А генеральный директор ОАО СК «РОСНО» Ханнес Шарипутра Чопра, в свою очередь, будучи в столице Башкирии, сообщил, что компания готова предложить исламское страхование (такафул): «Оно отличается от традиционного тем, что соответствует нормам ислама».
По мнению экспертов, исламская модель финансовых услуг вполне может быть востребована в Башкирии, учитывая значительную долю мусульманского населения. Реализация исламской финансовой модели способствовала бы расширению объемов финансирования за счет привлечения дополнительных ресурсов, а также снижению рисков благодаря более рациональному вложению средств, повышению ответственности инвесторов и получателей ресурсов. А все это благотворно сказалось бы на состоянии экономики и общества.
Однако до внесения соответствующих изменений в российское банковское и гражданское законодательство говорить о появлении исламских банков невозможно.
Альбина НИГМАТЗЯНОВА, специально для
102banka.ru