Нескончаемые проблемы западной экономики, которые особенно остро переживаются развивающимися странами, в том числе и Россией, непрестанно стимулируют специалистов искать выход из ситуации следующих друг за другом «волн кризиса» во благо себе и мира. Повсеместное обращение к работам Карла Маркса только один из способов найти панацею от мировой финансовой хвори.
Более экзотической, но не менее интересной является тенденция обращения к традиционным моделям ведения хозяйственной деятельности, уходящей корнями «во глубину веков» и опирающейся на ценностные структуры мировой религии. Несмотря на то, что само понятие «исламский банкинг» является широко известным и часто декларируемым, в настоящее время можно констатировать недостаток системных исследований по данной тематике в нашей стране.
Удачной возможностью восполнить нехватку академических знаний может стать обращение к опубликованному в этом году учебнику-монографии «Исламские финансы и банковская система мира: философия, принципы и практика», увидевшему свет в казанском издательстве «Линова-Медиа».
Любопытен авторский состав книги. Монография написана президентом Куала-Лумпурской Бизнес-школы Малайзии, профессором Судин Хароном совместно с управляющим Центрального банка Малайзии (Bank Negara Malaysia) доктором Зети Ахтар Азизом. Оба автора являются не просто теоретиками и пропагандистами исламской банковской модели, но и весьма успешными практиками, реализующими принципы традиционной экономики в современной жизни своей страны. Опыт Малайзии в создании комплексной исламской финансовой системы смог сделать государство одним из самых перспективных в плане экономического развития в ближайшие десятилетия: вывел страну с «задворок» мирового финансового пространства и причислил к уникальным достижениям «восточных драконов». Исламский банкинг из зачаточного состояния, в котором он находился в 70-х годах прошлого века, превратился в одну из самых эффективных на сегодняшний день моделей финансового посредничества. Индустрия исламских банковских услуг сегодня присутствует более чем в 75 странах, в том числе и в России, и по некоторым оценкам, в настоящий момент активы отрасли превышают $1 трлн. Таких успехов в короткий период удалось достичь благодаря следованию фундаментальным принципам исламского права – шариата – в экономической деятельности.
В частности, в исламской финансовой системе весьма отрицательно относятся к безудержному накоплению долгов, взиманию необоснованных процентов, запрещают спекулятивные сделки, не занимаются обслуживанием сфер с сомнительной нравственной составляющей (в частности, торговли оружием, наркотиками в широком смысле этого слова и т.д.). В конечном итоге, все это направлено на сужение сферы теневой экономики в государстве и финансовое стимулирование развития человеческого капитала. В результате практического исполнения данных принципов возникает экономическая система, сильно ориентированная на реальный сектор с прозрачной структурой управления капиталом. Эта уникальная синергия в настоящее время является драйвером развития исламского банкинга по всему миру.
Книга включает в себя девять глав, глоссарий и алфавитный указатель, что очень удобно для образовательных целей. В основной структуре содержания монографии рассмотрены основные положения исламской экономической системы, ее история, эволюция и философия хозяйственной деятельности. Подробно разбираются понятия «ссудного процента» и «ростовщичества», а также законы и нормативные акты исламского банкинга. Отдельные главы посвящены функциональным аспектам традиционной банковской системы, исламским финансовым рынкам и системе страхования. В заключительной части монографии речь идет об организациях, связанных с восточной банковской системой, таких, как Исламский банк развития, Международный исламский финансовый рынок, Ассоциации исламских банковских институтов Малайзии и других учреждениях.
В монографии достаточно честно обозначают и существующие проблемы исламских финансов в области управления рисками и ликвидностью, отсутствие стандартов финансовых контрактов и продуктов, а также несоответствие национальных регулирующих органов согласованным международным нормам и правилам. К сожалению, в монографии не отражены проблемы практического функционирования исламского банкинга в мире. Финансовые организации, даже провозглашающие традиционные ценности, должны показывать прибыль. И в погоне за большей эффективностью часто отходят от принципов шариата в своей деятельности. Но в фокус внимания авторов попадают только те организации, которые стараются на деле соответствовать декларируемым ценностным нормам.
Уникальность изданию придают особенности проведенного анализа. В монографии не просто соотнесена западная экономическая терминология с аналогичными по значению терминами из исламского банкинга, но и даны цитаты по большинству понятий из священных книг, к которым отнесен не только Коран, но и Ветхий и Новый завет Библии. Приведены исторические справки по развитию финансовых систем Малайзии, Ирана, Пакистана, Египта, Судана и Турции. Таким образом, этот учебник будет интересен не только студентам в процессе обучения, но и экономистам любой специализации, а также всем интересующимся развитием банковской системы и желающим углубить свои знания по реально функционирующим исламским банкам в мире.
По материалам: Наталия Трушина,
Bankir.Ru