Компания PricewaterhouseСoopers опубликовала доклад «Мир в 2050 году». Исследование «Мир в 2050 году» охватывает 17 крупнейших экономик: G7 (Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, США и Канада), а также Испанию, Австралию и Южную Корею, и E7 (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Индонезия, Мексика и Турция). Расширенное исследование 2013 года включает в себя Вьетнам, Нигерию, Южную Африку, Малайзию, Польшу, Саудовскую Аравию и Аргентину.
В докладе делается вывод о том, что развивающиеся экономики будут расти гораздо быстрее, чем страны G7, в течение следующих четырех десятилетий. Как объясняет Джон Хоксворт, главный экономист PwC и соавтор доклада, «мировой финансовый кризис ударил по G7 намного сильнее, чем по E7 в краткосрочной перспективе, и это вызвало понижение оценок долгосрочной перспективы тенденции роста. В G7 это касается особенно тех стран Европы и США, которые ранее полагались на чрезмерные государственные и частные заимствования, чтобы стимулировать рост». Это означает, что E7 по экономическому развитию могут обогнать G7 уже к 2020 году.
К 2050 году Китай, США и Индия могут занять позиции крупнейших экономик мира (именно в таком порядке) с большим отрывом от Бразилии, которая выйдет на четвертое место, опередив Японию. В PwC ожидают, что объем ВВП Китая к 2050 году достигнет 53,9 трлн долларов, тогда как объем экономики США составит 38 трлн долларов. У Индии показатель составит 34,7 трлн долларов, а ВВП Бразилии и Японии достигнет 8,82 трлн и 8,06 трлн долларов соответственно.
Выводы в отношении Китая вполне логичны – население страны стремительно растет, внутренний спрос Поднебесной становится одним из главных драйверов роста ее экономики, и очевидно, что чем больше население, тем больше оно будет потреблять, давая практически неограниченные возможности для роста ВВП, считает управляющий активами финансовой компании AForex Сергей Ковжаров. В итоге мировую экономику, без сомнения, ожидают драматические изменения в связи с усилением роли Китая. За счет стремительного роста потребления страны, ориентированные на экспорт сырья, к которым относится и Россия, будут все больше внимания уделять именно азиатскому рынку, что приведет к значительным изменениям в транспортной инфраструктуре и ценообразовании. Кроме того, роль азиатских финансовых центров будет стремительно расти, и активность крупнейших инвестиционных домов будет сфокусирована именно там.
Действительно, как указывают в PwC, развивающиеся экономики России, Мексики и Индонезии могут опередить экономики Германии или Великобритании, Турция может обогнать Италию, а Нигерия может подняться в рейтинговой таблице выше Вьетнама и Южной Африки в более долгосрочной перспективе. Помимо этих экономик, Малайзия имеет значительный долгосрочный потенциал роста, в то время как Польша может по-прежнему опережать своих западных соседей в течение нескольких десятилетий. Если же говорить более подробно о России, то к 2050 году наша страна останется на шестом месте в мире по объему ВВП, который увеличится с 3 трлн долларов в 2011 году до 8 трлн долларов в 2050 году. Тем не менее, отмечают в PwC, даже в 2050 году средний доход на душу населения все равно будет значительно выше в странах с развитой экономикой, чем в странах с развивающейся экономикой – текущий разрыв в доходах является слишком большим, чтобы преодолеть его полностью за этот период.
Прогноз кажется в целом справедливым, говорит директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев, так как будущее за развивающимися экономиками, и это было видно еще до начала долгового кризиса в 2007-м, однако кризис, несомненно, увеличил данные процессы. Европа быстро теряет свои позиции. Возможно, Россию надо будет учитывать как более широкую экономическую систему. Если планы евразийской интеграции сбудутся, то в новое образование кроме России войдут Казахстан, Белоруссия и, возможно, Украина. Однако даже в этом случае принципиальный расклад в глобальном мире не изменится, уверен эксперт.
В долгосрочном периоде намерения развитых стран сократить уровень госдолга и поправить национальные бюджеты, в частности, за счет сокращения расходов приведут к тому, что темпы роста этих экономик будут существенно ниже темпов роста экономик стран БРИК, возражает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. И, по оценкам эксперта, совокупный среднегодовой темп роста экономики России в ближайшие пять-семь лет составит порядка 6%. Прогнозный период до 2050 года крайне длинный, и, считает эксперт, разумеется, можно говорить о том, что Россия добьется определенных успехов в плане диверсификации экономики, однако рост экономики в дальнейшем продолжит зависеть от мирового спроса на сырье, которое останется основным источником доходов для страны.
Так или иначе, но озвученные прогнозы компании вполне реальны для такого долгосрочного горизонта, заключает старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов. К тому же они не предвещают серьезных изменений, так как тенденция к возвышению Китая прослеживается уже сейчас. При этом баланс сил на мировой арене существенно не изменится. США, даже если уступят Китаю по объему ВВП, не потеряют своих лидирующих позиций, поскольку доллар все равно сохранит статус мировой резервной валюты. Юань же в лучшем случае станет региональной резервной валютой, поскольку в для статуса мировой ему нужно свободное плавание, в которое его никогда не отпустят. Управляемый курс юаня – это залог процветания экспортной китайской экономики, и тут вряд ли что-то изменится. Поэтому США сохранят за собой статус главного казначея. Более того, влияние доллара будет сильнее ощущаться в исламском мире, где США косвенно будут расширять свое присутствие. Что касается России, то будет наблюдаться плавный отход от сырьевой модели в сторону машиностроения, и, возможно, страна сумеет подняться и на пятую строку по объемам ВВП, потеснив Германию.
Источник:
Expert.ru