Афганистан находится в агонии эпохальных перемен. Развитие ключевых секторов афганской экономики происходит в контексте общества, состоящего главным образом из сельских и традиционных общин. Разрыв между социальными слоями расширяется, а растущий класс квалифицированных специалистов не превращается в средний класс с достаточно высокой покупательной способностью.
Афганистан располагает одними из крупнейших в мире нетронутых запасов полезных ископаемых. В совокупности они оцениваются в сумму от 1 до 3 трлн долларов. Дальновидные международные инвесторы уже заметили это, ведь полная разработка этих ресурсов может сделать Афганистан богатейшим добывающим регионом.
Этот малоизвестный факт вкупе с геополитическим положением в ключевом стратегическом регионе Центральной Азии объясняет, почему «Великая игра» 19 века между Британской и Российской империями может повториться и в наше время.
Опыт работы с городским и сельским населением показывает, что между традиционными деловыми практиками и афганскими традициями существуют противоречия на фундаментальном уровне.
Исламские обычаи доминируют во всех аспектах жизни и нормах поведения, а в совокупности с местными национальными обычаями они становятся основным законом, регулирующим поведение людей и разрешающим правовые споры.
Возражения против финансирования с вовлечением процентов очень распространены и зачастую неразрешимы – они связаны с глубокими религиозными убеждениями, согласно которым заимствование под процент является греховным.
Только мизерное по численности меньшинство видит разницу между вложением денег под процент и получением доходности без участия процента (перепродажа с наценкой и т.д.), крайне мало людей совершает сделки с неисламскими учреждениями микрофинансирования, которые считаются аморальными и воспринимаются как пагубное веяние Запада. Более того, заимствования у кого-либо за пределами своего рода в афганской культуре является табу.
Попытки внедрить обыкновенные финансовые продукты приводят к обострению социальной напряженности – это воспринимается как очередная иноземная попытка нарушить устои афганского общества. В результате этого финансовый сектор в сельской местности, где проживает 75% населения, находится на последнем издыхании. Это препятствует развитию экономики и оставляет население в маргинализованном положении.
Лишь от 3% до 10% афганцев имеют счета в коммерческих банках, а большинство активов они хранят у себя дома (в буквальном смысле под матрасом) или у дельцов-хавальщиков (от слова «хавала»).
На таком фоне исламские финансы и такафул являются жизненно необходимым инструментом для облегчения дискомфорта населения в денежных вопросах и снижения социокультурной напряженности.
В Афганистане действует национальная программа развития сельского предпринимательства (AREDP), нацеленная на содействие афганцам в сельской местности – техническое, социально-экономическое и финансовое. Программа реализуется в провинциях Нангархар, Парван, Бамьян, Балх, Герат, Кандагар и Хелманд, но в 2015 расширится еще на 10 провинций.
В рамках программы проводится обучение основам исламских финансов и предоставляются готовые к использованию контракты в сферах торговли, сельского хозяйства и закупки товаров длительного пользования. К примеру, мурабаха для покупки товаров, салям и параллельный салям для сельхозпродукции и мелких торговых сделок, иджара мунтахийя би-тамлик в качестве модели лизинга, вадия для сбережений и кард аль-хасан для долгового финансирования.
В стране была предпринята инициатива по просвещению регулятивных органов Афганистана в сфере страхования и 4 страховых компаний по вопросам такафула. Были проведены общественные семинары, предоставлена тематическая информация по такафулу.
4 неисламские страховые компании были обучены разработке продуктов такафула, и они начали действительно их разрабатывать. В частности, программа обязательного автострахования была превращена в такафул-схему.
Источник: MuslimEco.ru по материалам Zawya